Разглашение государственной тайны: ответственность, срок

1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии.

Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.

3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч.

1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом.

По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч.

2). Понятие тяжких последствий оценочное.

При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст.

275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).

4. Субъективная сторона (ч.

1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч.

2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст.

275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

к содержанию ↑

Второй комментарий к Ст. 283 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является обороноспособность и экономическая безопасность государства. Предметом данного преступления являются сведения, составляющие государственную тайну, понятие которой было раскрыто при характеристике государственной измены (ст. 275 УК РФ).

2. Объективная сторона преступления выражается:

а) в действиях (разглашение соответствующих сведений);

б) в последствиях (сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других лиц);

в) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие, осознание посторонним лицом фактического смысла полученных им сведений).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом.

4. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст.ст.

275, 276 УК.

5. Часть 2 ст.

283 УК предусматривает повышенную ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.

Мнение эксперта
Кузьмин Михаил Васильевич
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Эксперт в области права.

6. Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены или шпионажа, квалифицируется по ст. 275, ст. 276 УК.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

к содержанию ↑

Состав преступления

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса .

Объект

Преступление нарушает незыблемость конституционного строя и безопасность страны. Его дополнительными объектами являются отнесение информации к особо секретной и обеспечение ее сохранности.

Предмет

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.

Объективная сторона

  • Действий:
    1. доверительной беседы;
    2. публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
    3. переписки;
    4. ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
    5. потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК ).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
    1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
    2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
    3. засекречивания документов.

Квалифицирующие признаки

Наказание ужесточается в случае наступления тяжелых последствий совершенного деяния. Например, нарушение научных исследований, отказ зарубежного партнера от заключения договора, раскрытие российского агента иностранной контрразведкой.

Степень тяжести таковых определяется соразмерно:

  • содержанию выданной информации;
  • ее важности для государства;
  • количеству и статусу лиц, ознакомившихся с запретными данными;
  • применению информации получившим ее лицом;
  • размеру причиненного ущерба;
  • другим параметрам.

Экспертное заключение выдается учреждениями, в которых произошло разглашение сведений, составляющих государственную тайну:

  1. государственными органами власти;
  2. организациями, уполномоченными наделять информацию статусом секретности.

Если утечка секретных данных затрагивает деятельность нескольких органов властных структур, составленные ими заключения рассматриваются Межведомственной комиссией по охране информации государственной важности. Ущерб, причиненный умышленно, рассматривается в совокупности с раскрытием тайны.

Окончание преступления

Противоправное деяние считается завершенным в момент ознакомления постороннего лица с тайной информацией. При этом лицо должно осознанно воспринять факт получения сведений, составляющих государственную тайну.

Субъект

Специальным субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которому тайная информация:

Была доверена по праву:

    1. допуска — специально оформленному на должностное лицо и необходимому ему для работы;
    2. доступа — выданному руководителем закрытого учреждения конкретному лицу для ознакомления с определенными сведениями.
  • Стала известна без получения специального разрешения в процессе исполнения служебных обязанностей:
    1. обслуживающего персонала;
    2. курьера;
    3. охранника;
    4. водителя.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, иными способами (посредством кражи, обмана, шантажа, угроз) квалифицируется по ст. 283.1 УК .

Субъективная сторона

Форма вины при совершении преступления, означенного:

Мнение эксперта
Кузьмин Михаил Васильевич
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Эксперт в области права.

Если же разглашение гостайны было совершено умышленно, с намерением причинить тяжелый ущерб, оно квалифицируется по совокупности преступлений сообразно наступившим последствиям.

к содержанию ↑

Преступления со схожим составом

Преступные деяния, схожие с разглашением секретной информации, предметом которых также является государственная тайна:

Для квалификации преступления как измены или шпионажа необходимо наличие умысла. Обвиняемый сознательно передает информацию зарубежным организациям, выполняя разрушительную миссию, направленную против безопасности РФ.

Если же он находился в неведении относительно истинной личности собеседника, его действия будут квалифицированы по ст. 283 УК как разглашение тайны.

к содержанию ↑

Наказание за выдачу тайных сведений

Часть 1

За передачу тайных сведений предусмотрены:

  • заключение под арест на период от 4 до 6 мес.;
  • лишение свободы на 4 г. с запретом выполнять определенную работу в течение 3 лет или без такового.

Часть 2

Если действия виновного по неосторожности привели к тяжелым последствиям, ему назначается от 3 до 7 лет лишения свободы вместе с запретом на занятия определенными видами деятельности в течение 3 лет.

Какое наказание предусмотрено за разглашение сведений, являющихся государственной тайной?

Разглашение гостайны является уголовно наказуемым деянием, входящим в группу преступлений против государства. Ответственность за него прописана в 283 ст. действующей редакции Уголовного кодекса.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

к содержанию ↑

Разглашение государственной тайны: общая характеристика преступления

Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

  • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
  • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений. Состав данного преступления – материальный.

Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.

Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду службы, работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей. Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает в отношении дееспособных лиц в возрасте от 16 лет.

Разглашение может иметь форму активных действий или бездействия. Примерами активных действий могут являться:

  • передача сведений в ходе доверительной беседы;
  • демонстрация документов, схем или устройств;
  • разглашение информации в ходе открытого доклада или лекции и пр.

Бездействие может быть выражено в непринятии соответствующих мер по засекречиванию информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам или допуск посторонних к данным, составляющим гостайну.

Общее правило работы с информацией, которая содержит государственную тайну, состоит в том, что запрещена любая форма ее распространения.

Она может стать достоянием третьих лиц только в исключительных случаях, прописанных в законодательстве. Примерами законного рассекречивания сведений третьему лицу может являться адвокат, который участвует в деле, связанном с государственной тайной; ученый, работающий над диссертацией, судья, депутат Госдумы и пр.

Адресат, который получил сведения у виновного в разглашении тайны, может быть:

  • из числа лиц, которые не имели доступа к гостайне;
  • из числа лиц, имеющих такой доступ, но которые не вправе знакомиться со сведениями, которые были сообщены виновным.

Субъект преступления может действовать умышленно или передать сведения по неосторожности. В первом случае виновный должен осознавать, что он разглашает гостайну (например, хвалится своей осведомленностью по определенным вопросам перед родственниками в общественном месте). Во втором – преступник не предвидит, что результатом его действия станет утечка информации.

Например, он использует достаточно уязвимый шифр в процессе передачи секретных данных.

к содержанию ↑

Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены

Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление).

Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

к содержанию ↑

Ответственность за разглашение государственной тайны

Не отягченный состав преступления, который заключался в разглашении государственной тайны лицом, которое получило доступ к таким сведениям по роду службы, работы или учебы, прописан в части 1 ст. 283. Она предусматривает наказание в виде:

  • ареста до 4-6 месяцев;
  • лишения свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности на 3 года или без такового.

Ответственность по ч. 1ст. 283 УК РФ наступает только при отсутствии признаков государственной измены.

Последствия могут быть признаны тяжкими только по решению суда при рассмотрении материалов дела. В частности, учитываются содержание сведений, характеристика адресата, значимость информации для государственной безопасности и пр. Тяжкие последствия являются оценочным понятием.

Они могут заключаться в необходимости крупных материальных затрат для устранения последствий преступления, аресте сотрудника российских спецслужб в результате разглашения, срыве заключения крупного договора или госконтракта, поступлении информации к иностранным спецслужбам, провале агентурной сети, необходимости изменения местоположения режимного объекта и пр.

Методики определения размера ущерба при разглашении государственной тайны должны определяться Правительством РФ. Но в настоящее время такой документ, в котором изложен порядок расчета, отсутствует.

При квалификации преступления как разглашения государственной тайны судья должен обратиться:

  • к действующим регламентам и нормативно-правовым актам, которые указывают на рекомендованный порядок обращения со сведениями, составляющими гостайну;
  • к предписаниям по ст. 275 УК, чтобы установить факт отсутствия признаков госизмены.

Таким образом, разглашение государственной тайны – это одно из преступлений против государственной власти. Ответственность за него предусмотрена в 283 ст. УК РФ, она наступает только при отсутствии в действиях лица признаков государственной измены. Максимальное наказание при наступлении тяжких последствий предусматривает 4-7 лет лишения свободы.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

к содержанию ↑

Комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка.

Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. 275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.).

При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны — любое лицо; б) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация или их представители, но и иные третьи лица; в) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного — причинить ущерб внешней безопасности России.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст.

283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонним следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный.

Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте).

При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну.

Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.

Мнение эксперта
Кузьмин Михаил Васильевич
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Эксперт в области права.

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны — разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст.

283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных.

Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д.

.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности.

Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст.

275 или ст. 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ), либо как информационное преступление (например, предусмотренное ст.

272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» УК РФ), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

Автор статьи
Кузьмин Михаил Васильевич
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Эксперт в области права.
Следующая
Гос.тайнаОбязанности должностных лиц допущенных к государственной тайне

Добавить комментарий

Adblock
detector