Материальная ответственность военнослужащих: ФЗ в редакции 2025 года, ограниченная материальная ответственность, привлечение военнослужащих к ответственности
Для правильного понимания нижеприведенного текста целесообразно вначале дать определение терминов – их грамотная трактовка гарантирует от неоправданно расширенных формулировок и, как следствие, размытия границ понятий.
Термин «военнослужащий» понимается как имеющий отношение к лицу, состоящему на одноименной службе. В более широком смысле – это лицо, наделенное специфическими должностными обязанностями для решения задач в сегменте обороны и защиты государства.
Данный статус предполагает наличие специфического правового режима в отношении указанной категории лиц.
Статус приобретается с момента начала прохождения воинской службы и прекращается одновременно с истечением ее срока.
(Здесь и далее правовые акты цитируются в вольном изложении – но с непременным сохранением смысловой составляющей первоисточника).
Следующее понятие, требующее расшифровки – «материальная ответственность» (далее в тексте – МО). В общей теории права оно предполагает обязанность лица, причинившего (вне зависимости от умысла) вред иному лицу, принять меры к возмещению ущерба – в полном или ограниченном объеме.
В контексте данной статьи понятие рассматривается как наступление аналогичных правовых последствий для конкретного военнослужащего. Подразумевается обязанность возместить причиненный вред – в качестве «иного лица» (потерпевшего, получившего право требования) здесь выступает государство.
к содержанию ↑ФЗ о материальной ответственности
Законодатель допускает применение в отношении военнослужащих обоих видов МО – полной и ограниченной. Избрание одной из форм зависит от ряда обстоятельств и сопутствующих факторов, которые устанавливаются в соответствии с принципом индивидуализации ответственности.
Основной источник права по данному вопросу – 161 ФЗ в настоящее время используется редакция от 04.06.2014.
Случаи наступления ограниченной МО
Ограниченная МО наступает в случаях:
- При причинении ущерба военнослужащим-контрактником, а также лицом, которое было призвано на сборы, исключительно по неосторожности – они подлежат МО, сопоставимой с причиненным ущербом. Размер удержания жестко ограничен размерами одного месячного оклада. Если субъектом выступает военный по призыву, то в качестве наказания предполагается удержание средств.
Позиции изложены предельно четко. Дополнительных пояснений требует лишь одна из них (№№ 3-4, одноименные пункты статьи 4 ФЗ-161), касающаяся ответственности командиров при отдании незаконных приказов, нарушения порядка кадровых перестановок.
Применение мер репрессии возможно только после установления факта наличия у субъекта правоотношения полномочий командира в период совершения одного из описанных нарушений – он должен располагать действительной правомочностью.
Следует обратить самое пристальное внимание на то, что законодатель настаивает на предварительном расследовании обстоятельств, при которых наступили вредные последствия в виде ущерба – данное требование сформулировано в статье 7 ФЗ-161. Установление виновности конкретных лиц, определение размера ущерба, выяснение иных значимых обстоятельств является обязательной преюдицией для издания распорядительного акта (приказа) о наказании.
Соответствующие мероприятия объединены общим термином «административное расследование». Единственным поводом для его назначения является выявление наличия ущерба. Последний должен быть соответствующим образом оценен – оценка производится по правилам, установленным в статье 8 указанного нормативного акта.
к содержанию ↑Условия наступления полной МО
Сразу обратим внимание на то, что здесь законодатель не делает оговорок относительно категорий военных, ограничившись перечислением виновных действий, совершение которых предполагает наступление данного вида ответственности. Как и в предыдущем разделе, перечень не допускает расширенного толкования.
К МО привлекаются за:
- Объектом нарушения является имущество, переданное «под отчет».
- Причинение ущерба связано с конкретным лицом (субъектом правоотношения), подлежащим привлечению к уголовной ответственности. Проще говоря, причинение ущерба образует состав уголовно наказуемого деяния.
- Вред причинен вследствие противозаконных действий военнослужащего – при наличии прямого умысла. При этом не принимается во внимание наличие или отсутствие обязательных составляющих состава преступления.
- Наличествуют виновные умышленные действия, повлекшие оплату лечения в учреждениях здравоохранения пострадавших – при условии наличия причинной связи.
- Установлен факт добровольного приведения себя в состояние алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.
Подводя итог исследованию понятия оснований наступления материальной ответственности военнослужащих, выделим обязательные рамки, которые обозначены в законодательстве.
В частности:
- возможна лишь при наличии реального вреда;
- обязательным условием применения данного института является принадлежность лица к определенному статусу, а также совершение правонарушения исключительно в период выполнения служебных обязанностей. В противном случае применяется гражданское законодательство;
- причинение вреда, произошедшее в связи с исполнением приказа, а равно в связи со служебным риском, а также с влиянием непреодолимой силы исключает материальную ответственность;
- возможность привлечения сохраняется на протяжении трех лет с момента обнаружения ущерба.
Договор
Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.
С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.
Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО. Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.
Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.
Кроме того, договор должен содержать:
- перечень причин (обстоятельств), в связи с которыми заключается договор;
- способы, посредством которых предполагается возмещение ущерба;
- требования, касающиеся условий содержания имущества (условия хранения);
- пункт о проверке наличия и соответствия имущества определенным требованиям (периодичность ревизий, состав комиссий и пр.);
- особые условия – требования относительно неразглашения сведений, составляющих военную тайну и т.д.
В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.
Субъектный состав (стороны договора). В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.
Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.
В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности является возмещение ущерба, причиненного государству.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Закон о материальной ответственности военнослужащих
5 минут Автор: Елена Павлова Елена Иванова 83
- ФЗ о материальной ответственности военнослужащих
- Виды ответственности
- Видео по теме
Служба в рядах вооружённых сил является работой в простом понимании о статусе занятости военных лиц. Так же, как и на любом производстве или в офисной конторе, в армии существует понятие «материальная ответственность военнослужащих».
Ведь всё имущество, находящееся на балансе ВС, является собственностью государства, и для обеспечения мер по её сохранности разработаны соответствующие нормативы.
Особенности быта военнослужащих предопределяются тем, что каждый ставший армейцем ориентирован на самостоятельность и ответственность. Военнослужащий понимает, что предоставленное ему армейское имущество превышает многократно его денежное довольствие.
Но даже при отсутствии возможной ответственности следует бережно относиться к инвентарю. Подобный подход прививается с курса по ОГП, где солдат первично знакомят с понятием об обязанности, а также разъясняют их юридическую ответственность.
к содержанию ↑Виды ответственности
В зависимости от степени причинённого урона нормативами выделены виды материальной ответственности военнослужащих, каждому из которых присущи свои результаты действия, степень ущерба и мера взыскания.
Полная материальная ответственность
При следующих обстоятельствах (161 ФЗ, статья 5) наступает полная матотвественность:
- Имущество, переданное армейцу в подотчёт с целью хранения, перевозки или пользования по назначению было потеряно или повреждено. Факт передачи в подотчёт зафиксирован оформлением первичной документации.
- В порче собственности или его уничтожении усмотрены действия, образующие состав преступления.
- Обстоятельства имею характер умышленного повреждения (уничтожения).
- Состояние виновного лица классифицировано как нахождение в алкогольном, наркологическом или токсическом опьянении.
- Произведённые действия повлекли необходимость оплатить лечение или восстановление третьих лиц.
В этом разделе обязанности существует срок давности, который составляет три года с момента выявления факта вреда. Он должен быть компенсирован независимо от факта привлечения виновной стороны к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.
Ограниченная материальная ответственность
В случаях не классифицированных как полная материальная ответственность, но попадающих под компенсационные мероприятия наступает частичная (ограниченная) обязанность.
Ограниченная матответственность устанавливается за следующие проступки:
- Нанесённый ущерб имеет характер действий по неосторожности. К ним относятся деяния по легкомыслию или когда лицо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера, что по факту не имеет обоснования. Также к форме неосторожности можно отнести и небрежность, выраженную в том, что армеец не предвидит наступления негативных результатов;
- Действия руководства, незаконно уволившего армейца с военной службы, совершившего перевод или неоправданное назначение на должность. За такой проступок обычно удерживают до трёх месячных окладов из денежного довольствия;
- Действия командира, не предпринявшего необходимые меры по охране имущества. Также в случае непредотвращения расхитительства. При этом максимальное взыскание составляет не более одного оклада.
Размер компенсации у призывников или контрактников разнится. Так, в соответствии с ФЗ№ 161, частичная матответственность армейцев-контрактников не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. В то время как у служащих по призыву объём компенсации не может быть больше двух окладов месячного содержания.
Существуют исключения из этого правила возмещения частичной матотвественности. А именно: военнослужащего по контракту привлекут к ответу за простой движущих средств, в результате чего на ВС были наложены штрафы. При этом с них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.
Возможны случаи выплаты армейцем только средств, затраченных на ремонт оборудования, без учета его стоимости, но не стоит уповать на частое использование такого метода расплаты. В армии избежать наказания удается довольно редко.
Прежде всего нужно помнить о том, что имущество ВЧ – это госсобственность, а государство предпримет все доступные меры по возмещению убытка, и привлечённый к компенсации будет выплачивать её под надзором госструктур.
Строгость в таком подходе объяснима тем, что обороноспособность государства зависит от состояния материально-технической базы, а также от финансового обеспечения и рабочего состояния оборудования, поэтому несут материальную ответственность все провинившиеся военнослужащие, независимо от звания и должности.
Порядок привлечения военнослужащего к материальной ответственности
Современная армия насыщена дорогостоящим вооружением и оборудованием. Всё военное имущество де-юре является собственностью российского государства.
Оно передаётся в оперативное пользование военнослужащим для выполнения ими поставленных задач укрепления обороноспособности страны. Условия использования военного имущества регулируются положениями статей федерального законодательства.
Одной из основных задач служащих ВСРФ является бережное отношение к армейскому имуществу и технике, поддержание его в боеспособном состоянии.
Но, к сожалению, требования армейских уставов и федерального закона «Об обороне» не всегда исполняются должным образом. В результате небрежного отношения или прямого преступления материальной базе воинских подразделений может наноситься ущерб.
В этих случаях предусматривается привлечение военнослужащих к материальной ответственности в полном соответствии с положениями действующего законодательства.
к содержанию ↑Правовые аспекты
Как и все прочие граждане, которым передаётся во временное пользование некое имущество, служащие российской армии несут ответственность за сохранность техники и оборудования, находящегося в их непосредственном ведении. Под этим подразумевается грамотная эксплуатация в соответствии с требованиями технического регламента, своевременное обслуживание боевого вооружения, снаряжения техники и прочего армейского имущества.
Служащие, по вине которых произошёл выход из строя, либо утрата доверенного им имущества, подлежат ответственности, предусмотренной положениями действующего российского законодательства.
Основополагающим нормативом здесь является федеральный закон 161 о материальной ответственности военнослужащих. Он предусматривает обязанность виновника причинённого ущерба возместить все убытки, понесённые от его поступков или преступного бездействия.
Законом устанавливаются следующие юридические аспекты:
- Служащие ВСРФ, виноватые в нанесении армии ущерба из-за ненадлежащего выполнения своих воинских обязанностей, подлежат финансовому взысканию исключительно в величине реально нанесённых убытков.
- Взыскание компенсации производится строго в соответствии с положениями действующих законодательных актов.
- Не допустимо привлечение служащего к какому-либо виду взыскания, если армейская техника, снаряжение было повреждено или уничтожено в ходе выполнения поставленных ему боевых задач, или при исполнения распоряжений вышестоящего командования.
- Не подлежат компенсации конкретным лицом убытки, нанесённые военному имуществу в результате неких форс-мажорных ситуаций – стихийных бедствий, военных действий.
- Временные сроки, в течение которых возможно наложение на служащего ВСРФ мер ответственности, ограничиваются тремя годами, считая с момента установления нанесённых им убытков.
Ограниченная ответственность
Материальная ответственность военнослужащих бывает двух видов – полная и ограниченная. Они устанавливаются в результате проведения служебного расследования и выявленных по её итогам фактов.
Ограниченная ответственность налагается:
- На все категории служащих ВСРФ за убытки, нанесённые по неосторожности, либо без злого умысла. Подобный непредумышленный ущерб подлежит компенсации в сумме, не превышающей денежного довольствия за один месяц плюс послужной выплате.
- На все категории служащих, за исключением солдат срочной службы, когда их вине был нанесён финансовый ущерб армейскому подразделению, связанный с наложением на неё штрафных санкций. Сюда относятся штрафы, вызванные выплатой неустойки за простой грузов (железнодорожных вагонов, транспортных контейнеров, морских и речных судов, автотранспортных средств), предназначенных для воинского подразделения. Штрафные выплаты за завышение данных относительно реальных объёмов выполненных работ. Штрафные санкции за несвоевременное внесение обязательных взносов в государственные фонды. Во всех вышеперечисленных случаях виновники несут максимальную финансовую ответственность в сумме, эквивалентной 2-м месячным окладам и 2-х выплат за выслугу.
- На воинский командный состав, вследствие неправомерных распоряжений которых нарушается нормативный режим хранения, эксплуатации, транспортировки военного имущества. Из-за непринятия ими должных мер для сохранности вверенных им материальных ценностей, в результате чего произошла их порча, уничтожение или хищение. В данном случае ответственность виновных должностных лиц устанавливается в размере понесённых государством убытков, но сумма взыскания не может превышать месячного размера финансового довольствия.
- На начальствующий состав, допустивший неправомерное увольнение персонала со службы; переводе на другое место без веских причин; назначении на должность, не соответствующую военной специальности. Размер налагаемого в данном случае взыскания не должен превышать 3-х месячных денежных и 3-х послужных выплат.
Полная ответственность
В ряде ситуаций, предусмотренных федеральным законодательством, материальная ответственность военнослужащих наступает в полном объёме, в соответствии с нанесёнными ими убытками. Это возможно при совершении служащими ВСРФ следующих действий:
- Порча или утрата собственности армейского подразделения материально ответственным лицом, которому оно было передано для временного сохранения, транспортировки и прочих целей.
- Неких преступных деяний, подпадающих под юрисдикцию российского уголовного законодательства. Предумышленное выведение техники и оборудования из строя; его хищение; преступная халатность при выполнении служебных задач, в результате чего имуществу воинской части был причинён ущерб.
- Умышленных преступных действий, повлекших причинение травм и иного вреда жизни и здоровью третьих лиц. Тогда виновник обязан в полном объёме оплатить государству расходы на лечение потерпевшего и выплаты, произведённые ему в качестве компенсации морального вреда.
- Убытки, понесённые государством из-за действий военнослужащего, находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих медицинских препаратов. Данное положение применяется только если виновник преднамеренно привёл себя в состояние опьянения.
Установка убытка
Определение размера понесённого государством ущерба осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами. Денежная сумма, подлежащая взысканию, определяется таким образом:
- С учётом действительных в настоящий момент времени государственных расценок на повреждённое или уничтоженное военное имущество. Оценка производится исходя из данных учётных документов воинской части. Расценки на боевую технику и оборудование устанавливаются уполномоченными госорганами в соответствии с закупочными ценами и расходами прочими сопутствующими расходами.
- При оценке убытков необходимо учитывать степень эксплуатационного износа имущества, подвергшегося порче или уничтожению. Цена ущерба при этом не должна быть менее стоимости на момент его утилизации или сдачи на переработку.
- Когда непредусмотренные затраты произошли из-за неправомочных кадровых решений командного состава (увольнений, переводов, назначений служащих), виновник компенсирует их в соответствии с расчётами финансовой части.
- Затраты на лечение третьих лиц, пострадавших от преступных деяний служащего ВСРФ определяется из полной суммы стоимости медицинских услуг, включая расходы на услуги медперсонала и приобретение медикаментов.
- Если в причинении вреда снаряжению и техники виновны несколько человек, то доля каждого в общей сумме денежной компенсации устанавливается после произведения внутреннего расследования. По результатам расследования определяется реальная степень вины в произошедшем каждого отдельного лица.
- При применении к виновникам уничтожения/повреждения собственности армейского подразделения ограниченной ответственности, размер заработной платы устанавливается на момент вынесения постановления о взыскании.