Кто такие присяжные заседатели, кто может ими стать, как их отбирают

Статус присяжных и арбитражных заседателей

Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа (присяжных и арбитражных заседателей) в значительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязанности по разбирательству судебных дел на временной основе, а не постоянно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями (см.

ч. 1 ст.

11 Закона о судебной системе). Однако важность выполняемых ими функций сближает их положение с положением, занимаемым судьями.

Это проявляется, например, в том, что арбитражные заседатели при принятии решений в ходе рассмотрения дел, подведомственных арбитражным судам, пользуются, как отмечалось выше, теми же правами, что и судьи-профессионалы. Голос арбитражного заседателя равнозначен голосу судьи, с которым такой заседатель рассматривает конкретное дело.

Несколько иначе обстоит дело с ролью присяжного заседателя.

Его голос не обладает подобным свойством, поскольку он привлекается только для решения главным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный подсудимый снисхождения. И судья-профессионал не вправе при постановлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.

В силу большой значимости и ответственности выполняемых присяжными или арбитражными заседателями функций они наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, что и судьи- профессионалы. Оказание незаконного влияния на представителей народа с целью склонить их или понудить к вынесению неправосудного решения так же порицаемо, как и оказание его в отношении судей.

Кроме того, участвующим в отправлении правосудия представителям народа, наряду с правами, обеспечивающими их активность непосредственно при принятии решений, предоставлены также достаточные права по исследованию всех рассматриваемых в суде доказательств и создаются надлежащие условия для их полной, всесторонней и объективной оценки, которая необходима для вынесения законных, обоснованных и справедливых итоговых судебных решений. И в этом тоже проявляется сходство статуса заседателей со статусом судей-профессионалов.

Вместе с тем правовое положение представителей народа, привлекаемых к участию в отправлении правосудия, определяется не только теми правами и обязанностями, которые они могут осуществить при разбирательстве судебных дел и принятии решений по ним, а также мерами их защиты от постороннего влияния. Оно в значительной степени определяется также порядком наделения их соответствующими полномочиями.

Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои полномочия в порядке, детально регулируемом законом.

Такой порядок, как и изложенный выше порядок подбора кандидатов на должности судей, исходит прежде всего из необходимости учета требований, предъявляемых к присяжным заседателям. Требования эти подробно изложены в законе (см.

ст. 80 Закона о судоустройстве).

В соответствии с ними присяжными заседателями не могут быть лица, фамилии которых не значатся в списках избирателей, составляемых при подготовке к выборам в представительные органы и референдумам. Из их числа подлежат исключению также те, кто имеет не снятую или не погашенную судимость, не достиг возраста 25 нет, является недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда.

Нельзя обязывать выполнять функции присяжных лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности, достигших возраста 70 лет, не способных в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинским документом, успешно выполнять функции присяжного, а равно лиц, занимающих перечисленные в законе должности (например, судьи, прокурора, следователя, руководящего или оперативного работника органов внутренних дел либо службы безопасности, нотариуса), являющихся военнослужащими, священнослужителями, а также других лиц, о которых сказано в упомянутой ст. 80 Закона о судоустройстве.

Осуществляемый в соответствии с этими требованиями отбор кандидатов в присяжные подразделяется на несколько этапов.

Сначала определяется количество кандидатов в присяжные заседатели, которое необходимо для того суда, где возможно рассмотрение уголовного дела с участием присяжных. Делает это председатель соответствующего суда с помощью подчиненного ему аппарата, опираясь на данные об объеме работы суда в предыдущем году.

Об установленном таким образом количестве присяжных заседателей председатель суда сообщает главе администрации субъекта РФ. Последний поручает определить, сколько кандидатов в присяжные заседатели должно быть отобрано от каждого района или города пропорционально числу зарегистрированных там избирателей.

На основе такого расчета для каждого района и города составляется заявка с указанием количества подлежащих отбору присяжных.

Получив заявку, администрация района (города) или орган местного самоуправления образует комиссию в составе представителей трудовых коллективов и общественных объединений. К оказанию содействия в работе этих комиссий привлекаются представители правоохранительных органов, органов здравоохранения и др.

(они помогают комиссии выявлять лиц, которые по закону не должны включаться в списки присяжных).

В распоряжение комиссии предоставляются сохранившиеся после выборов или референдума списки избирателей, и она начинает отбор. Он обязательно должен быть случайным, т.

е. лица, включаемые в списки присяжных, ни в коем случае не могут отбираться по каким-то заранее заданным признакам (в зависимости, скажем, от должностного положения кандидата, его возраста, образования, пола, принадлежности к политическим партиям и движениям, вероисповедания и т.

д.). Случайность отбора наиболее эффективно может быть обеспечена с помощью компьютеров, оснащенных специальными программами.

При отсутствии такой возможности используется т. н.

«ручной» способ отбора.

При таком способе отбора учитываются разработанные еще в 1993 г. Министерством юстиции РФ рекомендации.

В соответствии с ними в начале отбора следует определить, с какого порядкового номера списка избирателей и с какой периодичностью будут отбираться кандидаты. К примеру, путем жеребьевки можно решить, что отбираться будет каждый 20-й или 30-й и т.

Мнение эксперта
п. избиратель, начиная с 6-го порядкового номера.

А это будет означать, что в числе отобранных окажутся лица, чьи фамилии указаны в списке избирателей под порядковыми номерами 6, 26 (если решено отбирать каждого двадцатого), далее — 46, 66, 86 и т. д.

После «очистки» списка кандидатов в присяжные от тех, кто не должен быть там, он направляется главе вышестоящей администрации, который поручает свести воедино все составленные в районах и городах списки, затем подписывает и скрепляет печатью такой сведенный воедино список и направляет его председателю суда, по представлению которого он составлен.

Этот список называется общим. Одновременно с ним с соблюдением той же процедуры составляется запасный список кандидатов в присяжные заседатели.

Особенности этого списка — в него включается не более четверти от того числа потенциальных присяжных, которые включены в общий список; включаемые в запасный список лица обязательно должны быть жителями города, являющегося административным центром субъекта РФ. Запасные списки предназначены мня того, чтобы оперативно обеспечивать замену выбывшим по тем мни иным причинам присяжным, приглашенным для рассмотрения конкретного уголовного дела.

Формирование коллегии присяжных, которые непосредственно участвуют в разбирательстве конкретного дела, происходит уже в суде по правилам, установленным ст. 326—328 УПК.

Согласно этим правилам на основе общего списка с использованием приемов случайной выборки консультант или помощник председателя суда составляет предварительный список, в который включают 30—40 кандидатов, вызываемых в суд для каждого планируемого к разбирательству уголовного дела.

В подготовительной части судебного разбирательства и их числа формируют коллегию присяжных, состоящую из 12 человек, и отбирают двух запасных присяжных. В формировании коллегии и отборе запасных присяжных принимают участие судья, прокурор, подсудимые, их защитники и другие участники судебного разбирательства.

Делается это, например, путем рассмотрения судьей, председательствующим по делу, самоотводов, которые могут попросить вызванные в суд кандидаты в присяжные, либо отводов, заявленных таким кандидатам государственным обвинителем, защитником или другим участником судебного разбирательства. Возможно заявление безмотивного отвода, который обязателен для председательствующего судьи.

После такого тщательного отбора кандидаты, попавшие в состав коллегии присяжных, избирают себе старшину (он выполняет в ходе разбирательства дела ряд важных функций), а затем они и запасные присяжные приводятся к присяге. Им и доверяется принятие ответственных решений (вердиктов) по вопросам, о которых сказано выше.

Пожалуй, самая существенная особенность статуса арбитражных заседателей, по сравнению со статусом присяжных заседателей, заключается, прежде всего, в своеобразии порядка наделения их полномочиями, установленного Законом об арбитражных заседателях от 30 мая 2001 г.

Своеобразие это проявляется прежде всего в тех требованиях, которым должен отвечать арбитражный заседатель. Им на основании ч.

1 ст. 2 Закона может стать гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Последнее обстоятельство вполне можно понять: в арбитражных судах рассматриваются преимущественно дела, связанные именно с такой деятельностью.

Из числа тех, кто может в принципе стать арбитражным заседателем, подлежит исключению, как и при решении вопроса о допуске к рассмотрению судебных дел присяжных заседателей, довольно широкий круг лиц: например, лица, имеющие не снятую или не погашенную судимость, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах, признанные судом полностью или частично недееспособными, совершившие «поступок, умаляющий авторитет судебной власти», и т. д.

Представление о процедуре, которая должна соблюдаться при составлении списков арбитражных заседателей, можно судить по тому, что говорится в ст. 3 Закона:

«1. Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

2. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

4. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции».

Мнение эксперта
Срок полномочий арбитражных заседателей — два года. Их отбор для участия в рассмотрении конкретных дел должен производиться спорящими сторонами из имеющегося в суде списка таких заседателей, утвержденного в указанном порядке.

При отправлении правосудия им предоставляются в определенной мере те же гарантии независимости, что и судьям-профессионалам и присяжным заседателям.

Одной из форм народовластия является участие граждан в отправлении правосудия. Законодательство предусматривает привлечение граждан к осуществлению правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей (ч.

1 ст. 1 Закона о судебной системе), которым соответствует три организационно-правовых порядка наделения граждан полномочиями по участию в осуществлении правосудия на непрофессиональной основе.

Статус присяжных и арбитражных заседателей регулируется рядом федеральных законов, среди которых основными являются:

ГПК, АПК, УПК РФ, Закон о судебной системе, а также следующие федеральные законы:

  • – Закон о присяжных заседателях;
  • – Закон об арбитражных заседателях;
  • – Закон о защите судей.
Присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом (ч. 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 5 ст. 5 Закона о судебной системе).

Конкретные формы участия присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия и гарантии независимости заседателей в рамках их полномочий в судебном процессе изучаются в соответствующих курсах арбитражного и уголовного процесса. Отметим только, что объем процессуальных прав присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении функций носителей государственной судебной власти принципиально различается.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений, и принятии судебного решения, пользуются правами и исполняют обязанности судьи наравне с профессиональными судьями.

Присяжные заседатели участвуют в осуществлении правосудия в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах при рассмотрении судами подсудных им уголовных дел по первой инстанции с участием присяжных заседателей. При этом коллегия из 12 непрофессиональных судей (жюри присяжных заседателей) принимает решение только относительно виновности или невиновности подсудимого (т.е.

они решают только вопросы факта). Правовая оценка содеянного, назначение наказания входит в компетенцию профессионального судьи (председательствующего в судебном заседании).

Законом об арбитражных заседателях установлено, что арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном указанным Законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

  • – лица, имеющие неснятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
  • – лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
  • – лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
  • – лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
  • – судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Периодически арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений формируют списки арбитражных заседателей и представляют их в Высший Арбитражный Суд РФ для утверждения Пленумом этого Суда.

Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 Закона об арбитражных заседателях.

Порядок привлечения граждан к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей установлен Законом о присяжных заседателях. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

  • – не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  • – имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • – признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • – состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
  • – подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • – не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • – имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ.

При необходимости формирования суда присяжных по конкретному делу граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном УПК РФ, один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, – на все время рассмотрения этого дела.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Законом о судебной системе, отдельными положениями Закона о статусе судей, распространенными на присяжных заседателей, Законом о защите судей и Законом о присяжных заседателях.

Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Дата добавления: 2015-03-29; просмотров: 59

Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.

Присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Присяжные заседатели рассматривают уголовные дела в судах субъектов РФ (на уровне районов не привлекаются).

Формирование списков осуществляет исполнительный орган субъекта РФ, каждые 4 года составляется общий и запасной списки кандидатов. Председатель краевого суда вносит Губернатору представление о числе кандидатов, затем Администрация края сообщает в муниципальные образования число граждан, которые необходимо внести в список.

В подготовке к судебному заседанию секретарь проводит отбор кандидатов из имеющегося списка.

Присяжный заседатель вправе:

1. Принимать участие в исследовании доказательств, которые позволят им ответить на поставленные перед ними вопросы.

2. Получить разъяснения по поставленным перед присяжными вопросам.

Мнение эксперта
3. Участвовать в голосовании по вопросам: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления.

4. Иметь при голосовании свое особое мнение.

Арбитражные заседатели – граждане РФ, наделенные полномочиями в осуществлении правосудия. Арбитражные заседатели участвуют только при рассмотрении дел по первой инстанции (АС субъектов).

Привлекаются по ходатайству стороны (1 профессиональный судья + 2 арбитражных заседателя).

Формирование списков осуществляет АС субъекта РФ, есть возможность включения в списки ассоциаций, объединенных предприятий, торгово-промышленной палаты и т.д. Окончательный список утверждается Пленумом Высшего АС РФ.

Арбитражный заседатель обладает правами судьи. Соответственно он вправе:

1. Непосредственно исследовать доказательства по делу:

— ознакомиться с письменными доказательствами,

— заслушать объяснения лиц, участвующих в деле,

— огласить такие объяснения, показания, заключения, представленные в письменной форме.

2. Присутствовать в совещательной комнате при принятии решения.

4. Изложить в письменном виде особое мнение.

Требования к присяжным и арбитражным заседателям:

Гражданство РФ; Включение в список кандидатов в присяжные заседатели; Достижение 25 лет; Полная дееспособность; Не судимый и не подозреваемый в совершении преступления; Безупречная репутация; Не состоящий на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере; Владение языком судопроизводства.

+ к арбитражным заседателям: высшее профессиональное образование, стаж не менее 5 лет в сфере экономики, управления, финансов, юриспруденции.

Имеют права на время осуществления своих полномочий, на предоставление гарантий независимости и неприкосновенности судей, на получение компенсационного вознаграждения из средств федерального бюджета в размере ¼ должностного оклада судьи данного суда (не облагается подоходным налогом).

Присяжные заседатели — лица, привлечённые в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям:

— присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела;

— присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

— к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Компетенция присяжных заседателей:

— решают «вопросы факта», т. е. отвечают на следующие вопросы:

2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?

3. Виновен ли подсудимый в совершении деяния?

— в случае вынесения обвинительного вердикта решают, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Арбитражные заседатели — граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям:

-арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы не менее пяти лет в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности;

— арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;

5) лица, занимающиеся правоохранительной деятельностью;

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Компетенция арбитражных заседателей:

— при рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи;

Мнение эксперта
— судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Формирование жюри присяжных

Статья 328 УПК РФ Формирование коллегии присяжных заседателей

После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

статьи 327:Если в судебное заседание явилось менее 20 кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандидатов в присяжные заседатели.

Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. (с 01.01.2017 «Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим»).

Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет 18 или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

примечание. С 1 июня 2018 года 12 кандидатов.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов (с 01.01.2017 «фамилии отводимого кандидата») в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия — путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.

Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.

С 1 июня 2017 года «один дополнительный немотивированный отвод»

После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает 14, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются 14 первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

С 1 июня 2018 года 10 кандидатов в суде субъекта и 8 в районом (гарнизонном).

После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше 14, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

С 1 июня 2018 года 10 кандидатов в суде субъекта и 8 в районом (гарнизонном)

Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

С 1 июня 2018 года первые 8 кандидатов в суде субъекта и 6 в районом (гарнизонном) суде

По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.

С 1 июня 2018 года первые 8 кандидатов в суде субъекта и 6 в районом (гарнизонном) суде

Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

Если в ходе судебного разбирательства, но до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта выяснится, что кто-либо из присяжных заседателей не может продолжать участвовать в судебном заседании или отстраняется судьей от участия в судебном заседании, то он заменяется запасным присяжным заседателем в последовательности, указанной в списке при формировании коллегии присяжных заседателей по уголовному делу.

Мнение эксперта
Если в ходе судебного разбирательства выбывает старшина присяжных заседателей, то его замена производится путем повторных выборов в порядке, установленном статьей 331 настоящего Кодекса.

Если количество выбывших присяжных заседателей превышает количество запасных, то состоявшееся судебное разбирательство признается недействительным. В этом случае в соответствии со статьей 328 настоящего Кодекса председательствующий приступает к отбору присяжных заседателей, в котором могут принимать участие и присяжные заседатели, освободившиеся в связи с роспуском коллегии.

Если невозможность участия в судебном заседании кого-либо из присяжных заседателей выявится во время вынесения вердикта, то присяжные заседатели должны выйти в зал судебного заседания, произвести доукомплектование коллегии из числа запасных присяжных заседателей и удалиться для дальнейшего обсуждения вердикта.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 5 «О применении судами некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа (присяжных и арбитражных заседателей) в зна­чительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязаннос­ти по разбирательству судебных дел на временной основе, а не посто­янно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями (см.

ч. 1 ст.

11 Закона о судебной системе). Одна­ко важность выполняемых ими функций сближает их положение с по­ложением, занимаемым судьями.

Это проявляется, например, в том, что арбитражные заседатели при принятии решений в ходе рассмотрения дел, подведомственных ар­битражным судам, пользуются теми же правами, что и судьи-профессионалы . Голос ар­битражного заседателя равнозначен голосу судьи , с которым такой за­седатель рассматривает конкретное дело (ст. 19 АПК).

Несколько иначе обстоит дело с ролью присяжного заседателя . Его голос не обладает подоб­ным свойством , поскольку он привлекается только для решения глав­ным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный под­судимый снисхождения.

Однако, судья-профессионал не вправе при поста­новлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.

В силу большой значимости и ответственности выполняемых при­сяжными или арбитражными заседателями функций они наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, что и судьи-профессионалы . Оказание незаконного влияния на представителей на­рода с целью склонить их или понудить к вынесению неправосудного решения так же порицаемо, как и оказание его в отношении судей.

Кроме того, участвующим в отправлении правосудия представи­телям народа, наряду с правами, обеспечивающими их активность не­посредственно при принятии решений, предоставлены также доста­точные права по исследованию всех рассматриваемых в суде доказа­тельств и создаются надлежащие условия для их полной, всесторон­ней и объективной оценки, которая необходима для вынесения закон­ных, обоснованных и справедливых итоговых судебных решений. И в этом тоже проявляется сходство статуса заседателей со статусом судей-профессионалов.

Вместе с тем правовое положение представителей народа, привле­каемых к участию в отправлении правосудия, определяется не только теми правами и обязанностями, которые они могут осуществить при разбирательстве судебных дел и принятии решений по ним, а также мерами их защиты от постороннего влияния. Оно в значительной сте­пени определяется также порядком наделения их соответствующими полномочиями.

к содержанию ↑

Кто может быть в составе присяжных?

Процедура избрания состава присяжных имеет законодательное подкрепление. Выбирая участников судебного процесса, суд опирается на ст.

3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Которая определяет перечень требований к кандидатам. Не рассматриваются кандидатуры, если это:

  • лица младше 25 лет;
  • граждане с судимостью в прошлом,и она осталась непогашенной или не снятой;
  • решением суда относящиеся к недееспособным или имеющие судебное ограничение дееспособности;
  • лица, которые состоят на учете в психоневрологическом диспансере, имеющие зависимость от наркотиков, алкоголя, прочих запрещенных законом веществ и состоящие на учете в наркологических отделениях;
  • лица, фигурирующие в полицейских расследованиях как подозреваемые или обвиняемые в суде;
  • граждане, которые не могут присутствовать на заседаниях суда по причине психических или физических недостатков;
  • препятствием к участию в суде может быть языковой барьер, к заседанию в роли присяжных не допускаются лица, которые не владеют языком, на котором ведется слушание.

Кроме того, возраст кандидата не может превышать 70 лет.

к содержанию ↑

Отбор присяжных

Статус присяжных заседателей требует определенных правил в выборе кандидатов. Исполнительно-распорядительные органы, исходя из данных об избирателях, проводят случайный выбор кандидатов, используя Государственную автоматизированную систему «Выборы».

По результатам отбора списки корректируются, исходя из требований к статусу присяжных заседателей. Исключаются лица, не соответствующие ст. 3 Федерального закона, а также в случаях подачи лицом заявления о невозможности исполнения роли присяжного. Причиной отказа может служить:

  • языковой барьер;
  • состояние здоровья;
  • отказ принимается от лиц, достигших 65-летнего возраста;
  • должность судьи, дознавателя, адвоката, пристава, детектива, работающего в частном порядке — если лицо продолжает вести деятельность или срок по ее прекращении составляет менее пяти лет;
  • военнослужащие и уволенные в отставке, если с момента увольнения не прошло пять лет;
  • служба в рядах церкви;
  • работа в органах по надзору за оборотом психотропных препаратов, в органах таможенной службы и внутренних дел, в период привлечения к исполнению гражданского долга в суде, и если с момента увольнения с места службы не прошло пяти лет.

к содержанию ↑

Полномочия

Ст. 333 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержит полномочия присяжных:

  • Участие во всех аспектах уголовного дела, уточнение интересующих вопросов и данных, ознакомление со всеми материалами дела. Осмотр вещественных доказательств и документов по делу производится непосредственно в зале суда.
  • Высказывать просьбы через председательствующего о пояснении норм и законов, озвученных в процессе.
  • Записывать нужные и важные факты дела.

Статус присяжных заседателей не позволяет им покидать зал суда во время слушания, обсуждать судебный процесс с третьими лицами, высказываться до момента вынесения вердикта, заниматься изучением и сбором информации по слушающемуся делу вне зала суда, передавать информацию третьим лицам относительно обсуждений в совещательной комнате.

Предусмотрено п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 299 УПК РФ присяжным отвечать на вопросы в опросном листе во время совещания. Заседатели имеют право смягчить меру наказания, указав это в вердикте и основываясь на ст. 339 УПК.

к содержанию ↑

Роль в суде

Согласно законам Российской Федерации статус присяжных заседателей носит обязательный характер для выбранных лиц. И определяется не только как право на вынесение судебных решений, но и как обязанность гражданина страны.

Статус присяжного заседателя приравнивается к статусу судьи, главенствующего в судебном зале. Отличие заключается в том, каким образом выносится вердикт комиссией граждан.

После выступления сторон защиты и обвинения присяжным дают ознакомиться с уликами, указывающими на вину или невиновность подсудимого в деянии. По окончании слушания коллегию заседателей приглашают в отдельную комнату, где они отвечают на вопросы по слушанию. А именно:

  • о доказанности или недоказанности противоправного деяния;
  • о виновности или невиновности подсудимого, исходя из улик и доказательств;
  • о доказанности или косвенности доказательств;
  • о признании подсудимого виновным или невиновным.

Мнение эксперта
Основываясь на ответах присяжных заседателей, судья выносит приговор. Этим ограничивается роль присяжных в процессе слушания дела. О текущих вопросах, касающихся юридической стороны, судья принимает решение самостоятельно.

к содержанию ↑

Обеспечение присяжных материальным вознаграждением

С период участия в судебном процессе присяжным заседателям начисляется оклад, равный половине оклада судьи, исчисляется исходя из количества дней судебного разбирательства. Эта сумма не должна быть меньше получаемой присяжным на основном месте работы.

Выплачиваются средства из федерального бюджета. Командировочные расходы и транспортные к месту суда подлежат компенсации в порядке и размере для суда в конкретном регионе.

В период исполнения гражданского долга сохраняется основное рабочее место, и срок входит в трудовой стаж.

к содержанию ↑

Какие дела подлежат рассмотрению присяжными?

Новый закон существенно расширил перечень уголовных статей, по которым может быть назначена коллегия присяжных заседателей.

Для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено судом присяжных, необходимо ходатайство со стороны подсудимого.

Итак, могут быть привлечены присяжные по следующим статьям:

  • Ст. 105 (ч.1 и ч.2) – Убийство;
  • Ст. 111 (ч.4) – Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть;
  • Ст. 228.1 (ч.5) – Производство и сбыт наркотиков;
  • Ст. 229.1 (ч.4) – Контрабанда наркотиков;
  • Ст. 277 – Посягательство на жизнь общественного деятеля;
  • Ст. 295 – Посягательство на жизнь лица, осуществляющего расследование или правосудие;
  • Ст. 317 – Посягательство на жизнь сотрудника полиции;
  • Ст. 357 – Геноцид;
  • Ст. 126 (ч.3) – Похищение человека;
  • Ст. 209 – Бандитизм;
  • Ст. 211 (ч.1, ч.2, ч.3) – Угон водного, воздушного, железнодорожного ТС;
  • Ст. 227 – Пиратство;
  • Ст. 353 – Подготовка и ведение войн;
  • Ст. 354 – Призывы к развязыванию войн;
  • Ст. 355 – Производство, сбыт оружия массового поражения;
  • Ст. 356 — Применение запрещенных средств ведения войн;
  • Ст. 358 – Экоцид;
  • Ст. 359 (ч.1, ч.2) – Наемничество;
  • Ст. 360 – Нападение на учреждения и лица под международной защитой.

По сути данный список лишь дополнился некоторыми статьями. В частности, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью значительно увеличили нагрузку на присяжных заседателей. Данные преступления довольно широко распространены.

Институт присяжных заседателей появился в районных судах и гарнизонный военных судах.

При наличии в уголовном деле нескольких подсудимых привлечение присяжных возможно по ходатайству хотя бы одного из подсудимых.

Когда судья вынес постановление о рассмотрении уголовного дела присяжными, отказаться от их участия подсудимый уже не имеет права.

к содержанию ↑

Требования к кандидату

Всех интересует вопрос, как выбирают присяжных заседателей в России. Итак, присяжным может стать далеко не каждый гражданин страны.

В список присяжных заседателей не могут быть включены лица:

  • Возрастом младше 25 лет;
  • С наличием неснятой или непогашенной судимости;
  • Недееспособные или ограничено дееспособные;
  • Стоящие на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • Не знающие языка, на котором ведется судебное разбирательство;
  • Имеющие статус подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле;
  • С психическими или физиологическими недостатками, которые могут мешать участию в разбирательстве.

Если ни один из критериев к Вам не относится, Вы можете быть включены в базу отбора присяжных.

к содержанию ↑

Как не стать присяжным?

Многие из граждан имеют осознанное убеждение о том, что не желают участвовать в роли присяжного в рассмотрении уголовных дел. Причин для таких соображений может быть много.

Одни не хотят после испытывать муки совести, другие – не хотят тратить время на бестолковые занятия. Итак, как отказаться от роли присяжного?

Ваш отказ от участия в суде присяжных будет принят, если имеют место следующие обстоятельства в жизни кандидата:
  • Возраст более 60 лет;
  • Женщины с детьми до 3 лет;
  • Лица, имеющие религиозные убеждения о невозможности осуществления правосудия;
  • Лица, отвлекать которых от исполнения служебных обязанностей вредно для общества и государства;
  • Иные лица, имеющие уважительные причины.

В течение двух недель нужно обратиться в государственный орган исполнительной власти с письменным отказом от статуса присяжного заседателя.

Высший исполнительный орган обязан рассмотреть подобное обращение в течение 5 дней и вынести по нему решение. Оно, к слову, может быть обжаловано.
к содержанию ↑

Финансовая сторона участия

Безусловно, регулярное участие в рассмотрении уголовных дел для многих расценивается как негативный фактор. Данные дела, как правило, сопряжены с жестокостью и насилием. Такой досуг сложно назвать позитивным и приятным.

Однако, положительные стороны в роли присяжного также существуют. Это, в частности, денежное вознаграждение, компенсации и гарантии.

В год гражданин участвует в рассмотрении уголовного дела только 10 рабочих дней.

Зарплата присяжного заседателя исчисляется исходя из нескольких правил:

  • В размере половины должностного оклада судьи пропорционально количеству дней участия;
  • Не менее уровня среднего заработка присяжного по основному месту его работы за данный период.
Также присяжного в полной мере возмещаются расходы, потраченные на проезд до места рассмотрения уголовного дела, и командировочные расходы.

Пока Вы выступаете в роли судьи, Ваше основное рабочее место сохраняется. Работодатель не имеет право уволить Вас или перевести на другую должность в этот период.

Трудовой стаж не будет прерван на время осуществления обязанностей присяжного заседателя.

На весь период рассмотрения уголовного дела на присяжных распространяются гарантии неприкосновенности и независимости судей.

Оказывать на Вас влияние в этот период никто не имеет права. За подобные действия он будет привлечен к ответственности.

к содержанию ↑

Не так-то просто

Мнение эксперта
Однако сформировать коллегию присяжных в районных судах не так просто, как может показаться. Первая же трудность, с которой сталкиваются в судах, — плохая явка кандидатов.

«Из опыта процессов в областном суде нам уже было известно, что по повесткам является лишь один кандидат из десяти, но, как показала практика, в ряде районов области ситуация с активной гражданской, правовой позицией местных жителей еще хуже. По итогам первых шести месяцев функционирования этого института в Ленинградской области, лишь одно уголовное дело из девяти рассмотрено.

Вынесен обвинительный вердикт», — говорит зампрокурора Ленинградской области Магомед Дибиров.

Мы нашли человека, который на своем примере объясняет, почему люди отказываются от статуса народного судьи, правда, на правах полной анонимности. Мы назовем его для удобства Даниилом.

«Повестка лично мне не приходила. Я прописан в области, а проживаю в Петербурге, потому бумажку отдали моей маме, сам я ее в руках не держал.

Нужно сказать, что у меня собственный бизнес, и мне пришлось сильно извернуться, чтобы дела не пошли под откос. Я купил кофе и пришел, в здание с кофе меня не впустили, мол, не положено», — рассказывает Даниил.

к содержанию ↑

Решить судьбу

Но на том, что пришлось временно оставить бизнес, проблемы Даниила не закончились, а скорее — только начались.

Когда в холле суда собралось около 20 человек, пристав повел претендентов по длинным коридорам в зал, где проходил сбор информации о прибывших. Здесь оказалось уже около 50 человек. Примерно полтора часа собравшиеся заполняли бланки с информацией о себе, работе, близких.

«Народ был разношерстный — заводские работяги, парочка бизнесменов, самозанятые, пенсионеры, домохозяйки. Все в возрасте 40 лет и выше», — вспоминает Даниил.

Наконец претендентов проводили в зал судебных заседаний и плотно усадили на скамьи. На этом этапе с ними должны были ознакомиться стороны обвинения и защиты.

«В «клетке» сидел бедолага подсудимый. По его лицу и общему образу было вполне понятно, что судят его за дело. Есть типаж такой», — размышляет Даниил.

Затем огласили материалы уголовного дела: нетрезвые граждане, признанные теперь потерпевшими, поругались с обвиняемым, который убил одного из собутыльников, похитил вещи и поджег дом.

к содержанию ↑

Беспристрастность превыше всего

Затем у кандидатов по очереди снова, теперь уже устно, спрашивали данные о себе, родственниках, судимостях, отношении к органам власти, армии. Но самое главное — интересовались, помешает ли что-либо быть объективным при рассмотрении уголовного дела по существу.

Мнение эксперта
«Еще заполняя бумажки и формы в суде, я искал в интернете статьи, по которым смогу взять самоотвод, хотя еще не был уверен в своем решении. Но вот когда нам сообщили, что дело может слушаться минимум восемь дней, я решил уйти», — рассказывает Даниил.

На самом деле восемь дней для рассмотрения дела в рамках процесса с присяжными — это совсем не много, как правило, дела рассматриваются гораздо дольше.

Среди других причин, по которым он отказался быть присяжным, Даниил назвал недостаточную правовую компетентность членов коллегии.

«Такие дела должны рассматривать с участием следователей, адвокатов и прокуроров. Не обычные люди должны решения выносить. Не мороженое же украли».
к содержанию ↑

Компенсация тоже хромает

Не самую последнюю роль в решении Даниила отказаться быть присяжным сыграла компенсация расходов, вся сумма которой оказалась меньше, чем его заработок в день.

По информации зампрокурора Дибирова, размер оплаты труда присяжных, выделяемой из федерального бюджета, должен быть не меньше, чем средний заработок по основному месту работы, а если присяжный на момент отбора в коллегию нигде не работал, то составлять половину должностного оклада судьи.

Когда коллегия отобрана, список граждан, которые явились в суд, предоставляется сторонам обвинения и защиты.

«В этом списке указаны год рождения и род занятий. Все.

Добавьте к этому еще визуальные впечатления. Практика отказов от участия действительно большая.

Очень многие заявляют о своем нежелании быть присяжным, ссылаясь на отпуск, на то, что с внуками некому сидеть, на то, что родственник — полицейский, или на религиозные соображения», — говорит член Адвокатской палаты Петербурга Александр Афанасьев.

Судебному сообществу и общественности он известен как защитник, участвующий во многих уголовных процессах. Пожалуй, одно из самых громких — дело в отношении экс-депутата Госдумы Михаила Глущенко, осужденного по делу об убийстве депутата Госдумы второго созыва Галины Старовойтовой. В данном случае Афанасьев был адвокатом фигуранта.

«Конечно, многим тяжело отрываться от своей работы для участия в суде. Более того, если человек не хочет участвовать в процессе, то, включив его в коллегию помимо его воли, мы получим присяжного, который заведомо будет настроен против стороны защиты», — считает Афанасьев.

к содержанию ↑

Без гордости

При подготовке этого материала труднее всего было отыскать человека, который все же согласился стать присяжным. Неприкосновенность присяжных, их личные данные строжайшим образом охраняются законом. Если, конечно, сами присяжные после окончания процесса не захотят объявить о своем выборе.

«Особой гордости за то, что был присяжным, я не испытываю. Есть задача явиться в суд, выслушать все доказательства защиты и обвинения, ответить коллегиально на поставленный судом вопрос.

И ты ее выполняешь. Не скрою, внутреннее ощущение собственной важности от того, что ты вот так вот изменил человеческие жизни, есть.

Но это совсем не гордость. Это что-то иное», — рассказал один из состоявшихся присяжных.

По его словам, алгоритм «задача — исполнение» не такой уж и простой. Физически очень непросто с непривычки сидеть и безмолвно слушать выступления участников процесса. Но самое сложное начинается во время вынесения вердикта.

«Небольшая комната, шелест конспектов с показаниями свидетелей, подсудимых, и вопросы, поставленные перед нами судом. Каждый выступает в порядке своей очереди, то есть номера.

Дальше — чистая логика. Есть орудие преступления, есть косвенные доказательства убийства и четкая формулировка вопросов, на которые не менее четко даются ответы.

Эмоции губительны», — вспоминает наш собеседник.

Вердикт, кстати, был обвинительным: подсудимый снисхождения не заслуживал.

«Это трудно объяснить. Когда сидишь в этой комнате и готовишь ответы на вопросы, ощущение, будто решаешь задачу из учебника.

На самом деле хорошо — ничего лишнего. А когда выходишь с вердиктом, тем более с обвинительным, то осознаешь, что происходит на самом деле.

Смотришь на подсудимых и на их выражение лиц, как они меняются. Многие опускали глаза», — говорит присяжный.

Мнение эксперта
Присяжные заседатели – это простые люди, которые выбираются из числа претендентов специальной программой. Их выбор проводится один раз в четыре года.

При этом человек, выбранный на эту должность, должен являться на все процессы, куда он был приглашен. Исключением остаются ситуации, когда гражданин не может посетить судебное разбирательство по причине жизненных обстоятельств.

к содержанию ↑

Как снять судимость

Понятие и виды неоконченного преступления

Участниками суда являются:

  • судья, который может дать профессиональную оценку действиям обвиняемого;
  • защитник;
  • обвинитель, выдвигаемый со стороны государства;
  • заседатели в количестве 12 персон.
Автор статьи
Следующая
ЗаконОбразец заявления о составлении мотивированного решения арбитражный суд ст 229

Добавить комментарий