Категории судебных дел, которые подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей — порядок привлечения, пример ходатайства

Арбитражные заседатели в арбитражном процессе: наследие или заимствование

В этом институте некоторые склонны видеть преемственность по отношению к народным заседателям — наследию советского правопорядка. Однако, учитывая современные реалии, в большей степени можно говорить о попытке законодателя приблизиться к процессу в англо-саксонской системе права.

Обоснованной выглядит точка зрения о том, что эта попытка неудовлетворительна изначально, поскольку активная роль отечественного суда (одновременно с привычным бездействием сторон) противоположна по сути роли арбитра, которую суд выполняет в странах общего права и к чему призываются арбитражные заседатели в данном случае.

Начиная с 1995 года история института арбитражных заседателей переживала взлеты и падения. Можно сказать, что этот институт не оправдал возлагавшихся на него надежд.

Ранее нередко имело место привлечение арбитражных заседателей для затягивания рассмотрения спора. В настоящее время такая возможность практически исключена и сама процедура значительно усложнена.
к содержанию ↑

ФЗ об арбитражных заседателях: правовой статус

Положение арбитражных заседателей определяется ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30.05.2001 № 70-ФЗ.

Требования к арбитражным заседателям можно подразделить:

  1. На общие, аналогичные предъявляемым к присяжным заседателям:
    • дееспособность;
    • возраст не менее 25 лет и др.
  2. Специфические, обусловленные особенностями экономического правосудия и высоким статусом (арбитражные заседатели приравнены к судьям!) согласно ст. 2 закона № 70-ФЗ:
    • безупречная репутация;
    • стаж работы в специальных областях (предпринимательской, управленческой и др.);
    • отсутствие прямой служебной зависимости от государственных органов и иной сферы специально-правовой компетенции (как у адвокатуры, например).

Арбитражные заседатели приобретают полномочия после утверждения пленумом ВС РФ сформированных региональными арбитражными судами списков.

Обратите внимание! Компенсационная выплата арбитражному заседателю за его участие в заседании составляет ¼ от оклада судьи, но не менее 5 МРОТ. Кроме того, за арбитражным заседателем сохраняется средний заработок и гарантируется неприкосновенность наравне с судьями.

к содержанию ↑

Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей: сроки

Важно! Основанием для возможного вызова арбитражных заседателей является ходатайство стороны (ст. 1 закона № 70-ФЗ).

  • истец (соистец);
  • ответчик (соответчик);
  • третье лицо, заявляющее самостоятельные требования.

Срок для подачи ходатайства регламентирован таким образом, чтобы минимизировать злоупотребления правом на привлечение арбитражных заседателей:

  1. По общему правилу ходатайство необходимо направить в суд до начала рассмотрения дела, на этапе подготовки. Оно конкретизировано ВАС РФ (постановление пленума от 10.11.2011 № 70): такая просьба будет неуместна уже в предварительном судебном заседании, после объявления судом об окончании подготовки дела (п. 3).
  2. Закон предоставляет возможность заявить ходатайство в судебном заседании:
    • участнику процесса, вступающему в дело после завершения его подготовки к разбирательству (соистцу, новому ответчику и т. д.);
    • стороне, ранее не получившей информацию о возбуждении дела;
    • после объединения дел до начала рассмотрения объединенного дела.
к содержанию ↑

Обоснование ходатайства и проблемы применения

Условием для просьбы о привлечении арбитражных заседателей являются прогнозируемые трудности при рассмотрении дела и (или) потребность в специальных познаниях для разрешения сложных экономических, финансовых или управленческих вопросов.

Мотивированность ходатайства сложностью — с 2010 года императивное требование. Но как совместить используемый в соответствии с новой нормой закона метод определения арбитражного заседателя с необходимостью его компетентности в рассматриваемом вопросе? Специфика опыта случайно выбранного лица может относиться совсем к иной сфере, что в итоге даст минимальный эффект.

Обратите внимание! Определение суда по данному ходатайству не обжалуется. Но доводы против него можно включить в апелляционную жалобу на судебный акт, которым дело разрешено по существу.

к содержанию ↑

Законы № 228-ФЗ и 443-ФЗ: изменение норм АПК об арбитражных заседателях

Мнение эксперта
Васильев Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Изменения 2010 года (ФЗ от 27.07.2010 № 228-ФЗ) стали следствием накопления данных, свидетельствующих об использовании вызова арбитражных заседателей в интересах одной из заинтересованных сторон по делу, а не для его объективного разрешения.
  1. Стороны лишены возможности влиять на определение арбитражных заседателей.
  2. Повышаются дисциплинарные требования. Например, арбитражные заседатели обязаны самостоятельно отслеживать календарь судебных заседаний под угрозой лишения статуса.
  3. Арбитражные заседатели не могут представлять в суде чужие интересы (ч. 1 ст. 60 АПК РФ). Явка заседателя в процесс в качестве представителя — основание для непризнания судом его полномочий (ч. 4 ст. 63 АПК РФ).

В декабре 2016 (ФЗ № 443-ФЗ от 19.12.2016) требования к заседателям были еще больше ужесточены. Так арбитражный заседатель обязан:

  • избегать как во время исполнения своих обязанностей, так и в личной жизни всего, что может умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его справедливости и объективности;
  • заявить самоотвод в случае конфликта интересов.

Кроме того на арбитражные суды субъектов РФ возлагается обязанность организовать проверку достоверности сведений о кандидатурах заседателей.

к содержанию ↑

Замена, приостановление и прекращение полномочий арбитражных заседателей

Если арбитражный заседатель не пришел на заседание, это не будет автоматически поводом для его замены. В этом случае устанавливается причина, а в последующем производится:
  • замена арбитражного заседателя (в случае невозможности его присутствия по уважительной причине, в связи с отводом или самоотводом, приостановлением или прекращением статуса);
  • или дальнейшее рассмотрение дела (в случае явки арбитражного заседателя);
  • или переход к единоличному рассмотрению дела (в случае невозможности явки арбитражного заседателя и по ходатайству стороны либо при невозможности сформировать судебный состав).

Важно! Статус арбитражного заседателя может быть приостановлен по п. 1 ст. 5 закона № 70-ФЗ.

Полномочия арбитражных заседателей прекращаются:

  • в связи с истечением 2-летнего срока полномочий;
  • досрочно по п. 2 ст. 5 закона № 70-ФЗ.

ВАС РФ в вышеуказанном постановлении № 70 дал более широкое, нежели ранее, толкование подп. 5 п.

2 ст. 5 закона № 70-ФЗ: к нему теперь относится срыв судебного заседания (неявка без уважительной причины) арбитражным заседателем как умаление авторитета судебной власти.

Документальное подтверждение уважительности пропуска заседания в этом случае обязательно в целях исключения других обстоятельств. Неисполнение гражданского долга в данном случае можно приравнять к прогулу с аналогичными последствиями.

Таким образом, арбитражные заседатели — полноправные участники процедуры отправления правосудия, к которым предъявляются строгие требования в части компетенции и ответственного отношения к выполняемым обязанностям. Их участие призвано повысить эффективность разрешения экономических споров, а требования закона о случайном выборе кандидатур из списка направлены на обеспечение объективности арбитражных заседателей при рассмотрении дел.

к содержанию ↑

Законодательное регулирование судопроизводства в арбитражном суде с привлечением заседателей

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Институт арбитражных заседателей основан в 93 г. по рекомендации Президента Российской Федерации.

В комментариях к распоряжению было указано – пригласить в судебные разбирательства первой инстанции представителей экономической области. Утверждаемые кандидаты должны обладать соответствующими знаниями в сфере менеджмента, предпринимательства и финансов.

После завершения эксперимента произошло одобрение участия заседателей в арбитражных органах власти. В 2001 г.

опыт получил положительную оценку, на основании чего на законодательном уровне принимается ФЗ №70 (с правками и дополнениями 2020 г.). Впоследствии федеральный нормативный акт закрепили в АПК России.

Мнение эксперта
Васильев Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
В 2010 г. в действующий закон внесли поправки (ФЗ №228), которые сузили спектр конфликтов, для урегулирования с привлечением заседателей в арбитражный суд.

В ст. 19 АПК России зафиксирован регламент того, как происходит рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей.

В частности, арбитров допускается приглашать к судопроизводству, согласно поданному ходатайству. Основанием для формирования коллегии является сложность дела, либо необходимость применения специальных экономических и управленческих навыков.

к содержанию ↑

Когда привлекаются

Для реализации полномочий на привлечение к разбирательству по делу заседателей необходимо направить ходатайство. Процессуальное право следует использовать на этапе подготовки к судопроизводству – статья №137 часть №2 АПК России. Однако не каждая категория гражданских исков позволяет приглашать арбитров к рассмотрению конфликтной ситуации.

Какие дела не подлежат рассмотрению с участием заседателей

Согласно действующим законам арбитры могут привлекаться к участию в заседаниях органов судебной власти первой инстанции. Помимо этого, в силу статьи №19 АПК России, граждане не могут председательствовать в уголовном производстве или быть представителями в арбитраже (ст. №60 настоящего Кодекса).

Однако последний пункт не актуален, если арбитражные заседатели выступают в АС РФ, как представители соответствующих инстанций, либо в качестве их уполномоченных агентов.

к содержанию ↑

Основания для привлечения

Арбитры являются непрофессиональными судьями, поэтому для их участия в разбирательстве дела истец или ответчик должны подать соответствующее заявление.

Порядок привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению предполагает возникновение хотя бы одного основания:

  • сложность спора;
  • истец или ответчик не уверен в беспристрастности должностного лица – при этом отсутствуют причины для его отвода;
  • для урегулирования конфликта требуются узкие знания в экономической или управленческой сфере (статья №19 АПК России).

Благодаря участию в процессе арбитров снижается вероятность вынесения необъективного решения. Определение формируется путем классического голосования, т. е. большинством.

к содержанию ↑

Процессуальные особенности

Когда дело рассматривается с участием арбитров, то их наделяют аналогичными правами и обязанностями, что и председательствующего судью. Таким образом, они могут давать разрешение на ввод тех или иных элементов доказательной базы, анализировать акты и документы. Но при этом несут соответствующую ответственность.

Сроки и нюансы формирования судебного состава

Состав и сроки формирования устанавливаются в зависимости от определенного дела, для разбирательства которого сторона привлекает арбитров. Период созыва осуществляется с учетом нагрузки и специализации судей.

Регламент предусматривает исключение воздействия на лиц извне. Другими словами, для утверждения кандидатуры председателю суда необходимо отобрать людей, которые не заинтересованы в исходе разбирательства.

Выборка претендентов проводится с использованием специального программного обеспечения на основании полученных ранее предложений из предпринимательских ассоциаций.
к содержанию ↑

Правила составления и образец ходатайства об участии заседателей в арбитражном суде

Ходатайство о привлечении арбитражных заседателей должно содержать информацию и доказательства, обосновывающие необходимость участия в процессе специалистов. Причины подачи заявления, как правило, базируются на сложности дела, для разбирательства которого требуется мнение независимой стороны.

Ходатайство направляется не позднее, чем за 30 календарных дней до первого слушания.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Орган исполнительной власти обязан разъяснить участникам тяжбы последствия удовлетворения такого заявления. Обусловлено это тем, что после утверждения ходатайства нельзя будет рассматривать дело в другом формате.

При вынесении положительной оценки заявления о привлечении к урегулированию спора арбитров, кандидаты на данную роль отбираются из списка, утвержденного в особом порядке. Федеральные законы устанавливают регламент формирования таких реестров.

В нормативном акте указано, что утверждение претендентов должно осуществляться согласно критериям из статьи №2 ФЗ №70.

Заменить заседателя возможно только на основаниях, приведенных в ст. №19 АПК России – самоотвод и досрочное снятие полномочий.

В первом случае необходимо направить заявление и получить удовлетворение в порядке, зафиксированном на законодательном уровне. Отвод допускается делать при затяжном заболевании, обучении, рабочей командировке и при возникновении других уважительных обстоятельств.

к содержанию ↑

Основные проблемы, возникающие в судебных арбитражных процессах с привлечением заседателей

Мнение эксперта
Васильев Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
В юридической практике нередко возникают случаи, когда сложное судопроизводство требует принятия решения коллегиальным составом. В таких ситуациях привлекаются арбитры, благодаря знаниям которых можно урегулировать спор. Как правило, это сложные категории дел.

Однако действующие положения законодательства о рассмотрении конфликта с участием арбитражных заседателей влекут злоупотребление. Недобросовестные стороны процесса пытаются растянуть время разбирательства и вынесения определения по существу вопроса.

В результате ответчик не исполняет обязательства, т.к. постановление суда ещё не имеет законной силы.

В таких ситуациях возникает коллизия. Так, орган исполнительной власти не вправе отказывать участнику судопроизводства привлекать арбитров для урегулирования конфликта.

Безусловно, ответчик или истец должны направить ходатайство в установленные сроки – минимум за месяц до первого слушанья. При этом вынесенное определение, согласно статье №188 АПК России, не подлежит обжалованию.

Ещё одним примером проблемной ситуации является обстоятельства, при которых кто-то из арбитров не появляется на заседании. Причинами этого могут быть как неуважительными основания, так и подтвержденные документами ситуации.

В таком случае орган исполнительной власти обязан отложить рассмотрение дела, иначе принятие решения будет расценено, как нарушение порядка. Участник процесса вправе обжаловать данное определение на основании незаконного вынесения постановления.

к содержанию ↑

Возможность обжалования вынесенного определения с участием заседателей

По итогам судебного разбирательства – рассмотренных заявлений о необходимости привлечения арбитров, их замене, самоотводе и т. п. – арбитражный судебный орган выносит решение. Порядок публикации определения подчинен ст. №159 АПК России.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Мнение эксперта
Васильев Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
На основании статьи №19 и №159 настоящего Кодекса допускается обжалование вынесенного решения. Однако указанные определения не являются препятствием для дальнейшего развития судопроизводства, что зафиксировано в части №1 ст. №188 АПК России.

Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей, как отмечают некоторые эксперты, оказалось положительным решением. Представители экономических ассоциаций и объединений обеспечивают ясность судебного процесса. Кроме того, это дает возможность реализации статьи №32 Конституции России.

Таким образом, люди могут пользоваться правом исполнения гражданского долга – принимать участие в правосудии. Они становятся непросто привлеченными экономическими специалистами, а полноценными, хоть и непрофессиональными, судьями.

Участие простых граждан в урегулировании спора – помощь должностному лицу в разбирательстве конфликта и вынесении объективного определения.

Посмотрите видео: «Как выиграть арбитражные споры.»

Действующие на территории России арбитражные структуры обладают широкими полномочиями. Здесь юр.

лица, индивидуальные предприниматели, государственные организации и муниципальные структуры разрешают возникшие на экономико-правовой основе споры. Обращение в арбитраж при осуществлении правосудия проводится на основании предусмотренных законом условий, конституционных норм, постановлений и актов.

Для обеспечения обоснованности судебного решения к разбирательству приглашаются арбитражные заседатели.

Кто вправе выступать в качестве советчиков судей, каков порядок участия этих граждан, что об их деятельности говорит закон, знают не все россияне. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо тщательно изучить Федеральное законодательство (ФЗ) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК) или своевременно проконсультироваться с юристом.

Специалист знает компетенцию судей, и преимущества, которые дает статус присяжных и арбитражных заседателей, информативно ответит на интересующие вопросы, даст рекомендации.

Арбитражные заседатели призываются в качестве независимых экспертов и гарантов законности. Они принимают участие в слушаниях по делам арбитража на первой ступени, вытекающим исключительно из правоотношений с гражданскими характеристиками.

К каждому участнику производства, которые смогут повлиять на принятие законного решения с целью осуществления правосудия, предъявляются серьезные требования. Рядовые граждане не наделяются полномочиями судей и не вправе рассматривать экономические споры совместно директоратом арбитражного суда.

Закон устанавливает: чтобы принять участие в судопроизводстве в качестве заседателя, нужно входить в список достойных претендентов, определяемых организациями высшей арбитражной инстанции и Высшим арбитражным судом (ВАС).

Автор статьи
Васильев Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Следующая
ЗаконЧто такое судебный приказ на взыскание долга перед кредиторами

Добавить комментарий