Управление государственным долгом российской федерации осуществляет

Список литературы

  1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко , 2007. – 486 с.
  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 550 с.
  3. Васильев Ю.В., Кузнецов Н.Г., Пороло Е.В. Политика реформирования налоговой системы России: Монография /РГЭУ «РИНХ». Ростов н/д, 2013. С. 59
  4. Васюнина М.Л. Государственное (муниципальное) задание как новый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг// Финансы и кредит. 2014. №18. С. 36-40.
  5. Бабайцева, Е.В. Инструменты программно-целевого метода бюджетного планирования как основа повышения эффективности бюджетных расходов / Е.В. Бабайцева // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов : материалы X науч.-практ. конф. (28-30 сентября 2011 г.). – Петрозаводск : изд-во ПетрГУ, 2011. – С. 8-11.
  6. Громова, Н.Н. Совершенствование модели оценки целевых программ / Н.Н. Громова // Мир экономики и права. – 2012. – № 4. – С. 32-39.
  7. Ефремова, М.С. Повышение эффективности бюджетных расходов в условиях бюджетирования, ориентированного на результат : автореф. дис. … канд. эконом. наук : 08.00.10 / М.С. Ефремова. – Волгоград, 2011. – 26 с.
  8. Лихачев, М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики : автореф. дис. … д-ра эконом. наук / М.О. Лихачев. – М., 2010. – 54 с.
  9. Лухтанов, Е.А. Финансовая устойчивость местных бюджетов [Электронный ресурс] / Е.А. Лухтанов, А.С. Карпова ; Сиб. фед. ун-т. – Режим доступа : http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/13/65a.pdf.
  10. Макарова, Е.В. Устойчивость экономической системы в условиях глобализации мировой экономики : автореф. дис. … канд. эконом. наук / Е.В. Макарова. – Улан-Удэ, 2006. – 31 с.
  11. Мишина, С.В. Совершенствование управления бюджетными ресурсами / С. В. Мишина // Финансы и кредит. – 2011. – № 6. – С. 15-20.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

к содержанию ↑

Понятие государственного долга, его структура

Государственный долг – это совокупность обязательств государства в виде кредитных соглашений, ценных бумаг государства, договоров относительно предоставления гарантий государства, а также переоформленных долговых обязательств иных лиц в государственный долг.

Государственный долг делится на два основных вида:

  • во-первых, внешний, в структуру которого включается задолженность государственных органов управления, органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование, нефинансовых организаций и банков с государственным участием перед внешними кредиторами;
  • во-вторых, внутренний, в структуру которого включаются обязательства государства перед резидентами страны.

Государственный долг выступает в качестве одного из объектов государственного управления.

Управление государственным долгом – это совокупность действий органов государственного управления, направленных на регулирование структуры, величины, стоимость обслуживания обязательств государства.
к содержанию ↑

Готовые работы на аналогичную тему

Управление государственным долгом призвано решать следующие задачи:

  • обеспечивать величину долга на безопасном уровне в экономическом смысле;
  • минимизировать стоимость обслуживания государственного долга;
  • обеспечивать своевременность возврата государственного долга в полном объеме;
  • обеспечивать выгодные условия для эмитентов и поддержание положительной динамики курса ценных бумаг государства с целью обеспечения будущей возможности размещения государственного займа;
  • усиление инвестиционного использования государственных займов и обеспечение контроля их использования.

Политика государственного долга является элементом общегосударственной бюджетной политики.

к содержанию ↑

Специфика управления государственным долгом Российской Федерации

Управление государственным долгом можно рассматривать в двух смыслах.

С точки зрения широкого смысла управление государственным долгом выступает в качестве прерогативы представительных органов государственного управления и подразумевает формирования политики управления государственным долгом, выработку целей и направлений воздействия на показатели экономического развития государства, установление основных индикаторов и предельных значений государственного долга.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

С точки зрения узкого смысла управление государственным долгом можно трактовать следующим образом:

  • его суть сводится к определению условий эмиссии и обращения определенных ценных бумаг государства по срокам, видам, кредиторам, доходности;
  • процесс управления направлен на регулирование использования государственного долга;
  • объектом регулирования выступает рынок ценных бумаг государства и процесс погашения государственного долга.

В процесс управления государственным долгом Российской Федерации привлекают такие органы государственного управления как Федеральное Собрание, в ведении которого находится установление предельных размеров привлечения средств и определения объемов кредитования из бюджета, российское Правительство, которое устанавливает предельные объемы выпуска определенных ценных бумаг государства.

к содержанию ↑

Общие сведения

Если рассматривать госдолг как финансовый инструмент, то с его помощью исполнительные и законодательные органы страны влияют на денежное обращение, инвестиционную политику, производственную и другие сферы. При рассмотрении как объекта управления гос.

структуры, используют его для установления необходимых положений для успешного функционирования. Благодаря этому, правительство осуществляет контроль госдолга, регулирует выпуск и обращение займовых средств, выполнение долговых обязательств и т.

д.

Существует два основных вида государственного долга:

  1. Внешний. К нему относится заем, взятый у другой страны, зарубежной фирмы, гражданина и т. д. Такие кредиты довольно обременительны для государства, поскольку в счет его погашения идет сырье, полезные ископаемые, финансовые активы и т. д. Если на его обслуживание уходит порядка 20-30% всего внешнеэкономического оборота, то страна становится должником. Новые кредиты ей будут недоступны.
  2. Внутренний. К нему относятся все обязательства, невыполненные перед собственным населением (физ. и юр. лицами): невыплата з/п, пенсий, стипендий и пособий и т. д.

Также выделяются капитальный (суммарный размер долга по всем заимствованиям) и текущий (выплаты кредиторам по займам, срок погашения которых уже наступил).

к содержанию ↑

Задачи управления госдолгом

Чтобы эффективность регулирования этой величины была высокой, необходимо решать поставленные задачи. К ним относятся:

  1. Стабилизация размера задолженности на уровне, который не будет угрожать экономике и безопасности страны. Выполнение условий по обязательствам должны осуществляться без серьезного ущерба и недофинансирования социально-экономических программ.
  2. Снижение суммы средств, взятых взаймы, до оптимального показателя. Это делается путем увеличения сроков выплаты, повышения цены на ценные бумаги, привлечения новых инвесторов и т. д.
  3. Формирование и поддержание государственного авторитета и статуса надежного заемщика.
  4. Осуществление деятельности так, чтобы рынок управляемого госдолга был предсказуем и стабилен.
  5. Эффективное и выгодное в стратегическом плане использование кредитных средств.
  6. Обеспечение своевременных выплат по обязательствам, чтобы не происходило задержек и тем самым можно было бы исключить возникновение задолженности.
  7. Расширение типов и форм заимствований, распределение их по направлениям и т. д.
  8. Контроль деятельности государственных структур, обеспечивающих административные и управленческие функции.

Задач, которые должно выполнять государство, гораздо больше, но эти являются основными.

к содержанию ↑

Управленческий процесс

Данное определение подразумевает несколько функциональных компонентов:

  1. Планирование. При этом взвешиваются все за и против, производится расчет и обсуждение условий (сроки, размеры платежей, процентная ставка и т. д.).
  2. Обслуживание. На этом этапе осуществляется деятельность, направленная на погашение основы долга, процентов, комиссий и т. д.
  3. Контроль и отслеживание состояния всех заемных обязательств.

Мнение эксперта
Кузьмин Владимир Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Госдолг управляется при помощи менеджмента его состава и структуры (debt management). Сущность этого процесса заключается в распределении всех статей долга по определенным критериям. Объектами, на которые он воздействует, являются:
  1. Состояние долгов и их сроки – грамотно распределяя их, государство может частично или полностью реструктуризировать свой заем.
  2. Кредитная структура (процентное и числовое соотношение внутренних и внешних, рыночных обязательств, распределение по категориям и т. д.).
  3. Размер общего госдолга.

Объективная оценка всех обстоятельств и правильная система действий – это залог успешной кредитной политики.

к содержанию ↑

По каким принципам должен управляться государственный долг

Существует несколько основ, по которым следует вести регулирование данной сферы:

  1. Безусловность. Она подразумевает, что государство, взявшее на себя долговое обязательство, непременно выполнит его условия.
  2. Единство. В соответствии с этим правительство ведет учет всех материальных займов, независимо от их типа (муниципальный, федеральный, международный и т. д.).
  3. Минимизация рисков. Этот пункт включает в себя деятельность, направленную на снижение нагрузки кредитов на экономику страны.
  4. Оптимальность. Структура и система управления, сроки и условия должны быть максимально удобными.
  5. Финансовая независимость. Несмотря на обременяющие обязательства, суверенность и свобода действий государства не ограничиваются.
  6. Прозрачность. Все условия и состояние займа должны быть открытыми для населения, рейтинговых структур и СМИ.

Соблюдение этих принципов непременно, иначе нарушение может стать причиной расторжения договора. При этом управление долгом обязано включать в себя все эти пункты.

Автор статьи
Кузьмин Владимир Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Следующая
ЗадолженностьЧто такое судебный приказ о взыскании долга?

Добавить комментарий