Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исамагомедов Абдулкадыр Магомедович, Маметов Тагир Азизулаевич

В данной статье рассматриваются реформы, прошедшие в судебной системе Российской Федераци. В частности об упразднении Высшего Арбитражного суда РФ и передаче полномочий Верховному суду РФ , о создании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, вопросы, отнесенные к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

к содержанию ↑

Текст научной работы на тему «К вопросу о разрешении экономических споров Верховным судом Российской Федерации»

К ВОПРОСУ О РАЗРЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ ВЕРХОВНЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Исамагомедов А.М.1, Маметов Т.А.2

1 Исамагомедов Абдулкадыр Магомедович — кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории государства и права;

Юридический институт Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Аннотация: в данной статье рассматриваются реформы, прошедшие в судебной системе Российской Федераци. В частности — об упразднении Высшего Арбитражного суда РФ и передаче полномочий Верховному суду РФ, о создании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, вопросы, отнесенные к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Ключевые слова: Верховный суд РФ, экономические споры, арбитражные суды, судебные коллегии, Конституция Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации после упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ находится во главе двух отдельных подсистем судов общей юрисдикции и арбитражных. Теперь Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом в том числе и по разрешению экономических споров и иных дел, которые подведомственны арбитражным судам.

В его составе образована судебная коллегия по экономическим спорам, выполняющая роль второй кассационной инстанции для арбитражных судов. Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией, выполняющей полномочия по судебному надзору, в том числе и в отношении судебных актов по экономическим спорам, вынесенным арбитражными судами.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами признается. 5 февраля 2014 года были приняты сразу три нормативно-правовых акта, которые стали основой проводимой судебной реформы: Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» № 2-ФКЗ и Федеральные конституционные законы «О Верховном Суде Российской Федерации» № ЗФКЗ и «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»» № 4-ФКЗ.

В Конституции России теперь о отсутствуют упоминания о Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 127.

ч. 1.

ст. 128) и арбитражно-процессуальном законодательстве (все процессуальные отрасли были объединены под единым понятием «процессуального законодательства» (пункт «о» ст.

71); в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»» претерпела изменение система судов РФ (ч. 3.

ст. 4) и также были исключены упоминания о Высшем Арбитражном Суде РФ (ст.

4, 33 и другие); Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации» был определен статус нового Верховного Суда РФ.

«Изменения предусмотренные в законах были направлены только на изменение организации высших судебных органов, без внимания к изменению сложившейся системы нижестоящих судов. Но это изменение неизбежно в связи с тем, что в целом система судов общей юрисдикции не предполагает в своей организации принципа экстерриториальности, т.е.

в ней полностью отсутствуют суды, которые не совпадали бы с административно-территориальным делением РФ, в то время как система арбитражных судов основана исключительно на экстерриториальности» [1, с. 22].

Координация судебной практики в системе арбитражных судов, за исключением некоторых частных вопросов, регулируемых апелляционными судами (преимущественно вопросы рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)), возложена на суды кассационной инстанции (их десять). В системе судов общей юрисдикции аналогичные функции осуществляют президиумы областных судов (которых в субъектах уже 85).

Приведенная ситуация прямо иллюстрирует то, что фактически сложилось десять разных подсистем арбитражных судов и 85 подсистемы судов общей юрисдикции, причем в целом региональная практика правоприменения по конкретным вопросам

Мнение эксперта
Кузьмин Владимир Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
даже в рамках одной судебной системы бывает очень различной. Эта практика может разниться даже в рамках судебных составов и коллегий одного суда.

Объединение высших судов в единый орган повлечет за собой постепенное преобразование споров о подведомственности в споры о подсудности между различными судами отдельных звеньев системы, тем самым не устранив проблему, а перенеся ее на качественно новый уровень, требующий более существенных затрат правовых средств на ее устранение.

В ходе проводимой судебной реформы в России идея объединения высших судебных инстанций право на существование. Результатом такого объединения должно было стать присоединение арбитражных судов к судам общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ в качестве специализированных судов по аналогии с военными судами.

Что касается недавно образованного в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам, то он, также органично вписался бы в эту систему в качестве специализированного суда общей юрисдикции наряду с арбитражными и военными судами. Однако, в специальной литературе имеются и иные точки зрения — вплоть до «растворения» полномочий арбитражных судов в полномочиях судов общей юрисдикции [2, с.

7].

На сегодняшний день Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации состоящая из 30 судей осуществляет ранее подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации функции по разрешению экономических споров. Данная коллегия стала второй кассационной инстанцией, в которой будут пересматриваться определенные судебные акты.

Поданная в Верховный Суд РФ кассационная жалоба предварительно будет изучаться единолично судьей Верховного Суда РФ, а затем может быть передана в указанную коллегию.

Кроме того, предусматривается, что акты Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ обжалуются в Президиум Верховного Суда РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей Верховного Суда РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум Верховного Суда РФ [3, с. 68-77].

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела:

— в порядке первой инстанции рассматривает дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы Российской Федерации, Правительства РФ не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

— в порядке первой инстанции рассматривает экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации;

— в порядке надзора рассматривает дела по представлениям на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов (ст.293 АПК);

— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты (ст. 310 АПК РФ).

К компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации как суда первой инстанции относится разрешение экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации. В качестве суда первой инстанции рассматриваются также дела о признании недействительными и не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Правительства РФ.

Арбитражно-процессуальный кодекс также относит к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, которые касаются прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

1. Тахтенкова А.О., Грубова Е.И.

Правовые последствия объединения Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации // Наука и знание: инновационные подходы к решению практических профессиональных задач по формированию конкурентоспособных специалистов: Материалы XVI научно-практической конференции Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института (11 апреля 2014 года). В 2 ч.; Ч.

2. Краснодар: Издательство Краснодарский ЦНТИ, 2014.

С.22.

2. Борисова Е.А. Оптимизация устройства судебных инстанций в свете реорганизации судебной системы Российской Федерации // Закон. 2014, № 3. С.7.

3. Шокумов Ю.Ж. Понятие и система судов общей юрисдикции и арбитражных судов в Российской Федерации //Образование и право, 2018. № 12. С. 68-77.

4. Круглов В.В. Современная система арбитражных судов в Российской Федерации. В сборнике: Право: современные тенденции Материалы IV Международной научной конференции, 2017. С. 44-49.

ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Стогниенко А.М.

Стогниенко Алена Михаиловна — магистрант, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

В обеспечении оптимального соотношения частных и публичных интересов главенствующую роль играют положения Конституции Российской Федерации (далее — РФ) [4]. Принципы конституционного строя, которые закреплены в Конституции РФ, являются выражением публичных интересов, а также права и свободы человека и гражданина, что представляет отражение частных интересов.

«Развиваясь в отраслевом законодательстве, конституционные принципы детализируются и в нормах таможенного права, также показывая наличие частных и публичных интересов и их соотношение» [16, с. 63].

Интерактивность частных и публичных субъектов в таможенной сфере в какой-то степени ассиметрична, то есть субъекты данных отношений наделены различными правовыми статусами. От лица государства выступают таможенные органы, которые наделены властным статусом, а частные субъекты, которые перемещают товары и (или) транспортные средства через таможенную границу, подчиненный статус, но это не должно означать их противоборства или вражды.

Затруднительно согласиться с Е.П. Гавриловой, считающей, что «партнерские отношения государства и бизнеса предполагают равноправие сторон, стремление к компромиссу, непротиворечивость целей, сотрудничество, согласованность взаимных действий» [15, с.

7, 8]. Равноправие [14, с.

946] публичных и частных субъектов практически невозможно представить в реальной жизни, но в таможенных отношениях для баланса интересов существуют таможенные процедуры, при использовании которых у частных субъектов (например, участников внешнеэкономической деятельности) есть возможность поместить товар под любую таможенную процедуру, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров [9], либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию логистической СЭЗ или портовой СЭЗ, которая соответствует назначению и цели перемещаемого товара через таможенную границу [13, с. 277, 278].

Также, частные субъекты имеют право поменять уже использующую ими таможенную процедуру на другую таможенную процедуру, уплатив все таможенные платежи. Например, участник внешнеторговой деятельности заявив таможенную процедуру на временный ввоз, уплатив таможенные платежи, может самостоятельно поменять на другую таможенную процедуру — выпуск для внутреннего потребления.

Напротив же, таможенные органы, которые выступают от имени государства, вправе отказать частным субъектам в той или иной таможенной процедуре, если она не будет соответствовать установленным критериям, позволяющим переместить товары через таможенную границу [6].

Мнение эксперта
Кузьмин Владимир Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
В доктрине таможенные процедуры рассматриваются и как вид государственных услуг, которые оказывают таможенные органы в таможенной сфере. Известный ученый административист Ю.М.

Козлов считает, что «имеются достаточные основания для того, чтобы с известной долей условности выделить в управленческих процедурах элементы, по своей природе весьма близкие к оказанию определенных управленческих услуг. К их числу (следует повторить — условно) можно отнести установленные процедурные «формальности», руководствуясь каковыми исполнительные органы (должностные лица) действительно

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Президентом РФ внесен в Государственную Думу пакет законопроектов, который определяет порядок рассмотрения экономических и иных споров в Верховном Суде РФ и арбитражных судах после упразднения ВАС РФ.

Внесенный 5 марта 2014 г. пакет законопроектов окончательно определяет контуры судебной реформы и позволяет составить представление о порядке рассмотрения арбитражных дел после объединения высших судебных органов.
к содержанию ↑

Какие основания существуют для передачи дела Судебной коллегии

В действующей редакции Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации как основание отмене судебного акта в кассации называют значительное нарушение норм материального или процессуального права, повлиявшие на результат дела, не устранив которые нет возможности восстановить и защитить нарушенные права, свободы, законные интересы экономической деятельности. А также нарушенные публичные интересы, охраняемые законом.

Дать более точную формулировку, какие именно нарушения норм права Коллегия по экономическим спорам может отнести к достаточно значительным, в данное время нет возможности. Государственный субъект по экономическим спорам провел качественную регистрацию в силу части назначенного срока коллегии по экономическим спорам.

Это связывают, в основном, с тем фактом, что многие определения состоят из перечислений обстоятельств и причин заявителя, и нет мотиваций, заслуживающих внимания.

Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации основанием отмены судебных актов не считает нарушение единообразия в применяемых судом норм права. Но вероятность использования довода нарушения единообразия дает Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2014 №307-ЭС14-22.

В этом определении указывается, что отсутствие правовой определенности говорит о нарушении публичных интересов ст.291:11 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации.
к содержанию ↑

Защита и решение споров прав собственности

Передача недвижимого имущества в пользование учреждению не является основанием отказа передачи предпринимателю в собственность этого имущества, основываясь на ст.3 ФЗ от22.08.08 №159-ФЗ, если установление права совершено для воспрепятствования предпринимателю права на покупку имущества, находящегося в аренде.

Споры по корпоративным отношениям

При обстоятельствах, когда ответственное лицо злоупотребляет данные ему правом в оспаривании сделки, об одобрении с целью нанесения вреда конкуренту, то Арбитражный суд не удовлетворяет иск признания этой сделки недействительной ст.4, ст.10 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Суд по экономическим спорам отклонит иск по исключению из общества его участника, если существуют взаимные претензии истца и ответчика, и при этом нет доказательств нарушения.

к содержанию ↑

Свириденко Олег Михайлович

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Доктор юридических наук
Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 2014 г. № 230-СФ

Букина Ирина Александровна

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 декабря 2014 г. № 626-СФ

Ксенофонтова Надежда Александровна

Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Кирейкова Галина Геннадьевна

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Самуйлов Сергей Владимирович

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Киселева Ольга Васильевна

Судья
Председатель судебного состава

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 января 2015 г. № 2-СФ

Грачева Ирина Леонидовна

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 апреля 2015 г. № 145-СФ

Маненков Алексей Николаевич

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 627-СФ

Чучунова Наталья Сергеевна

Доктор юридических наук
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. № 147-СФ

Тютин Денис Владимирович

Кандидат юридических наук
Первый квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. № 141-СФ

Павлова Наталья Владимировна

Кандидат юридических наук, доцент
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Пронина Марина Владимировна

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

В наши дни экономические споры становятся все более и более распространенными, так как порой являются единственным способом добиться справедливости в сфере отношений между хозяйствующими субъектами. Правда, неосведомленными гражданами понятие «экономические споры» может восприниматься ошибочно, что становится причиной постоянных казусов при подаче искового заявления.

Поэтому, если вы столкнулись с проблемой такого рода, прежде всего вам нужно тщательно изучить понятие и виды экономических споров.

к содержанию ↑

О досудебном решении проблем

Стать участником экономических споров могут только субъекты экономической деятельности. Обычно это частные предприниматели и другие юридические лица.

Подобные споры могу возникать из административных, гражданских и других правовых отношений. В деловых взаимодействиях у каждой из сторон всегда бывают свои интересы, которые стремятся отстоять любыми методами, из-за чего порой и возникают конфликты.

И в таких случаях приходится обращаться в суд как в последнюю инстанцию.
Но разрешение экономических споров возможно не только в зале суда.

Иногда вполне эффективными становятся внесудебные разбирательства. Речь идет о переговорах, в которых можно достичь консенсуса, разумеется, если ваш собеседник склонен к мирному решению проблемы.

Не стоит забывать, что судебный процесс еще никогда не шел на пользу бизнесу — это излишнее внимание и лишняя трата времени и денег. Так что, если есть шанс на решение проблемы в несудебном порядке, следует за него ухватиться.

Согласно действующему законодательству РФ, предварительное досудебное разбирательство должно обязательно проводиться в таких случаях:

  1. Внесение корректив в договор или полное его расторжение.
  2. Проблемы, касающиеся грузовых перевозок, как наземным, так и водным транспортом.
  3. Проблемы, касающиеся почтовых пересылок.
  4. Перебои со связью.

Также досудебное разбирательство должно проводиться в обязательном порядке тогда, когда это указано в договоре. Если же ответчик игнорирует ваши требования либо если переговоры зашли в тупик, то уже тогда вы имеете право обращаться в суд.

к содержанию ↑

Решение спора в судебном порядке

Поход в судебную инстанцию является основным и наиболее эффективным способом решения проблем в подобных ситуациях. Экономические отношения требуют решительных действий, поэтому, если оппонент оказывается несговорчивым, необходимо обращаться в суд.

Экономическими спорами занимается арбитражный суд, но, согласно действующему законодательству РФ, здесь есть некоторые сложности.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Следует помнить, что в арбитражном суде рассматриваются еще и дела, основанные на защите достоинства и чести лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также юридических лиц. Если авторитет предпринимателя пострадал, и необходимо восстановить справедливость в судебном порядке, то такими делами занимается арбитражный суд.

Эта же инстанция предназначена и для рассмотрения дел в области экономики и предпринимательской деятельности. Перед ней стоит ряд конкретных задач, которые она должна выполнять: помощь в укреплении законности, в защите прав и свобод граждан страны и предприятий и превентивные меры (помощь в предотвращении нарушений).

к содержанию ↑

Разновидности экономических споров

Мнение эксперта
Кузьмин Владимир Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Если с самим понятием экономических споров уже все ясно, то следующий этап — изучить существующие виды экономических споров. Этих видов достаточно много, но основные можно разделить по нескольким группам.

Первая — преддоговорной тип. Может вспыхнуть в самом начале деловых отношений, когда определяются условия договора.

Каждый пункт контракта должен выполняться неукоснительно, и если одна из сторон видит, что определенные моменты договора могут нанести ему вред, возникает конфликт. Лучше уладить все до подписания бумаги, так как если дойдет до разбирательства в судебном порядке, все решит именно этот документ.

Вторая — договорной тип споров. Такие конфликты вспыхивают уже на основе подписанного соглашения.

Так происходит, когда одна из сторон категорически отказывается выполнять свои обязательства, и судебное разбирательство становится единственным выходом. Суд может вынудить ответчика выполнить указанные условия контракта, выплатить положенную компенсацию и даже выплатить неустойку.

Третья — споры о расторжении договора, или изменении его пунктов — довольно распространены, хотя встречаются реже предыдущих.

Четвертая — ущемление прав собственности — когда ответчик вторгся на чужие владения или завладел чужим имуществом.

Пятая — конфликт с государственными структурами. Происходит, когда должностные лица или органы местной власти осуществляют препятствия на пути предпринимателей, используя властные полномочия. Выиграть в таких спорах вполне возможно, если немедленно обратиться в суд и заручиться поддержкой опытного юриста.

Шестая — споры из-за действий, повлекших за собой убытки. В таких ситуациях истец обращается в суд за содействием в возмещении полученных убытков.

Седьмая — конфликты касательно брендов или торговых марок. Эти конфликты напрямую касаются репутации предпринимателя.

Автор статьи
Кузьмин Владимир Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Следующая
ЗадолженностьКак обжаловать решение арбитражного суда первой инстанции

Добавить комментарий