Решение ФАС: как обжаловать решение антимонопольной службы в суде?

Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница

В первую очередь отличается период, на протяжении которого можно инициировать процедуру обжалования решения ФАС. В досудебном порядке для этого отводится один месяц, а в судебном — три месяца.

В ситуации, когда обжалуются действия или бездействия должностных лиц антимонопольной службы по внесудебному сценарию, само решение продолжает исполняться, то есть если оштрафовали, то штраф взыскивается. При направлении заявления в суд действия, которые указаны в первом документе, притормаживаются до оглашения судом своего вердикта.

И последнее — это отличия в органе обжалования: при досудебном порядке необходимо заявлять в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном — в арбитражный суд.
к содержанию ↑

Определяем подразделение ФАС

На действия должностных лиц антимонопольных органов направляется жалоба о признании незаконными действий таковых. Принимает ее ФАС России.

Если нарушения допущены должностными лицами антимонопольных органов в субъектах РФ, то жалобу можно подать в территориальный или в коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы России — апелляционные коллегии. Заявление в коллегиальный орган необходимо направить не позднее 1 месяца со дня вынесения решения или выдачи предписания.

к содержанию ↑

Составляем заявление

Заявители вправе отправить жалобу как в письменной форме, так и в виде электронного документа. Жалоба может быть отправлена по почте, через многофункциональный центр, а также с помощью информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Обращение на обжалование действия должностных лиц антимонопольной службы может быть подано и на личном приеме.

  • сведения о подразделении ФАС и документе, который обжалуется;
  • информацию о заявителе (Ф.И.О., наименование юридического лица, контактный телефон, адрес эл. почты, обратный почтовый адрес);
  • доводы и документы (при наличии), которые обосновывают позицию заявителя.

Жалоба не будет рассматриваться, если текст не поддается прочтению, содержит оскорбления, угрозы.

Также претензия может быть направлена по почте, передана в электронной форме при помощи функционала электронной приемной или передана лично.

к содержанию ↑

Рассматриваем жалобу

Жалоба в территориальном органе рассматривается в порядке, предусмотренном законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Срок рассмотрения составляет 30 дней.

Руководитель контрольного подразделения может продлить срок не более чем на 30 дней в случае необходимости проведения проверки, запроса дополнительной информации. Такое заключение сообщают заявителю в письменном виде.

Коллегиальные органы ФАС рассматривают жалобу в течение 2 месяцев с возможностью продления на 1 месяц.

При рассмотрении заявления в досудебном порядке действие оспариваемого документа не приостанавливается.

к содержанию ↑

Как обжаловать в суде

Вместе с тем у участника контрактной системы остается право на обжалование в судебной инстанции. В этом случае алгоритм усложняется.

Определяем подведомственность и подсудность.

Мнение эксперта
В соответствии со ст. 29, 35 АПК, подобные дела рассматриваются в Арбитражном суде субъекта по месту нахождения ФАС, решение которого обжалуется.

Определяем сроки подачи заявления в суд

В статье 52 закона от 27.06.2006 № 135 определено, что срок обращения в суд составляет 3 месяца с даты вынесения решения или выдачи предписания. Датой принятия является дата его изготовления в полном объеме.

Оно изготавливается не позднее 10 дней после оглашения на заседании. Если заявитель ранее обращался с апелляцией в коллегиальный орган ФАС, подать заявление нужно не позднее 1 месяца с даты вступления в силу решения коллегиального органа.

Однако при наличии уважительных причин пропущенный срок судом может быть восстановлен.

к содержанию ↑

Скачать образец обжалования решения УФАС в арбитражном суде (о внесении в РНП)

Способы и сроки обжалования решения ФАС

Оспорить предписания ФАС можно следующими способами:

  • обратившись с заявлением о пересмотре решения;
  • подав жалобу в вышестоящий орган ФАС;
  • направив исковое заявление в арбитражный суд.

Заявление о пересмотре уже принятого решения подается в тот же орган ФАС, который вынес предписание, при наличии одного из следующих условий, определенных в ч. 2 ст. 51.2 закона «О защите конкуренции»:

  • открылись ранее неизвестные существенные обстоятельства дела;
  • стало известно о фальсификации доказательств, показаний, документов по делу и т. д.

Если решение не подлежит пересмотру в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, то его можно пересмотреть в федеральном органе ФАС.

Статья 198 АПК РФ гласит, что ненормативные решения органов власти (в данном случае – предписания ФАС) можно обжаловать в арбитражном суде, срок для такого обжалования установлен в размере трех месяцев со дня вынесения решения (ч. 9 ст.

106 закона 44-ФЗ). При этом в п.

1.1 ст. 52 закона «О защите конкуренции» сказано, что если решение уже было обжаловано в федеральном коллегиальном органе ФАС, то на подачу иска в арбитражный суд отводится один месяц.

При необходимости проведения экспертизы срок пересмотра решения ФАС может быть увеличен ещё на месяц по распоряжению руководителя подразделения ФАС.
к содержанию ↑

Внесудебное обращение в вышестоящий орган

Оспаривание решения ФАС в вышестоящем органе включает следующие шаги:

  1. Составляется текст заявления и собираются подтверждающие документы.
  2. Заявление направляется в федеральный орган ФАС по почте или через сайт.
  3. Заявление рассматривается и принимается решение.
  4. Принятое решение вступает в силу, и одновременно перестает действовать предписание нижестоящего органа ФАС.

В первую очередь необходимо определиться со способом подачи заявления – через почту или посредством отправки электронного документа.

На этой же странице можно проверить статус своего обращения, предварительно зарегистрировавшись и войдя в личный кабинет.

  • данные заявителя;
  • номер обжалуемого предписания;
  • суть жалобы;
  • подтверждающие факты;
  • дата и подпись.

При описании сути жалобы заявитель излагает, какие правовые нормы были нарушены вынесенным предписанием, и указывает требование об отмене предписания с указанием законных оснований.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган ФАС может:

  • оставить предписание в силе;
  • скорректировать предписание;
  • отменить предписание, как незаконное.

Если прежнее предписание признается незаконным, орган ФАС выносит новое предписание со ссылкой на правовые нормы и описанием юридических последствий для заявителя.

Мнение эксперта
Например, если предписание о признании контракта незаконным отменено, то указывается на возобновление действия контракта или о необходимости определения исполнителя госзаказа заново.

Оставленное в силе предписание в дальнейшем можно оспорить только через арбитражный суд в течение месяца.

В Арбитражный суд ___________________
ЗАЯВИТЕЛЬ: Наименование заявителя____________________

ЗАИНТЕРИСОВАННЫЕ ЛИЦА: Управление Федеральной антимонопольной службы

Госпошлина:___________руб.

решения Управления Федеральной антимонопольной службы

по региону__________ № ___ от «__»______ 20___ года

«___»________ 20__ г., следуя требованиям Федерального закона Федерального закона № 44-ФЗ на электронной площадке – интернет сайте ____________размещена информация и соответствующая документация о размещении Государственного заказа на оказание услуг ____________________________, путем проведения открытого аукциона в электронной форме (код аукциона: ____________________ от «__»_____ 20 __ г.).

Государственным заказчиком выступало ______________ (далее — Государственный заказчик). ________________, заинтересовавшись государственным заказом, изучило всю имеющуюся на электронной площадке информацию, касающуюся аукциона, включая прикрепленную документацию.

Следуя требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, _______________, с соблюдением сроков, указанных в извещении о проведении открытого аукциона подало заявку на участие в аукционе.

«__»______ 20__ г. аукционной комиссией в составе: председатель комиссии_________________, члены комиссии: ____________ были рассмотрены вторые части заявок на участие в аукционе.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе на электронной площадке «___»________ 20__ г. был опубликован протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме (далее – протокол), согласно данным которого, заявка ___________________ была признана не соответствующей требованиями, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме на основании — ________________________.

Не согласившись с действиями государственного заказчика ________________ обратилось в Федеральную Антимонопольную службу России с жалобой, просило признать незаконными действия аукционной комиссии о признании второй части заявки __________________ не соответствующей требованиями, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг _____________________________________, признать ______________ участником открытого аукциона на оказание услуг ______________________, обязать аукционную комиссию внести соответствующие изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг __________________, а именно: ____________________________________________________________________________________.

Жалоба ____________ была передана на рассмотрение Управления Федеральной антимонопольной службы по региону____________.

«__»______ 20__ г. комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по региону___________ жалоба _______________ на действия государственного заказчика _________________ при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг ______________________ (решением № ___).

Указанное решение было опубликовано в соответствии с требованиями закона на сайте: http://zakupki.gov.ru/.

Считаем указанное решение Управления Федеральной антимонопольной службы по региону___________________ незаконным по следующим основаниям.

В п. ____ части ____ Аукционной документации государственного заказчика «Основные положения», содержится требование к участникам размещения заказа: _______________________. Указанное требование незаконно.

Согласно аукционной документации предметом государственного контракта является оказание услуг ______________по адресу: ______________________________________.

При рассмотрении жалобы ___________________________ комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по региону_______________ на действия государственного заказчика, ___________________________________ было заявлена, что ____________________________________________, но не были представлены доказательства этого факта.

Следовательно, в рассматриваемом случае для оказания услуг, являющихся предметом государственного контракта, участник размещения заказа не обязан представлять в составе своей заявки на участие в аукционе ___________________________________________________________________________.

Требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в рассматриваемом аукционе названного документа является требованием к самому участнику размещения заказа.

Согласно требований п. 2 ч.

1 и ч. 2 ст.

17 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, ___________________ незаконно было отстранено от участия в торгах, действиями государственного заказчика были созданы искусственные преимущества для участника, имеющего _________________________________. Победителем торгов было признано ________________.

На основании изложенного, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по региону__________ № ______ от «__»_______ 20__ года о признании жалобы _____________ необоснованной незаконно.

Согласно п.9 ст.106 Федерального закона № 44-ФЗ Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона РФ 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 110, 125, 126, 198 АПК РФ

— признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по региону_________ № ___ от «__»_____ 20__ года, вынесенное по жалобе ______________ на действия государственного заказчика _____________________ при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг ________________________________________.

  1. Платежное поручение об оплате госпошлины — заверенная банком копия;
  2. Решение № ____ от «__»_____ 20__ года — копия;
  3. Аукционная документация — копия;
  4. Протокол от «__»____ 20__г. — копия;
  5. Опись вложения и квитанция об отправке заявления с приложениями заинтересованным лицам — копия;
  6. Свидетельство ОГРН в отношении Заявителя ________ — копия;
  7. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении УФАС по региону____ — копия;
  8. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении Заказчика________ — копия;
  9. Документ подтверждающий полномочия руководителя/подписавшего заявление.
Арбитражный суд Московской области
Адрес: 100000, г. Химки, ул. Иванова, д. 10Заявитель: Закрытое акционерное общество «ЗаоФарм»

Контактное лицо: секретарь Иванов Иван Иванович

к содержанию ↑

Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Московской области

Адрес электронной почты: 124@mail.ru

Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Медком»

Адрес электронной почты: 98765@mail.ru

Госпошлина: 3000,00 руб. оплачена

ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании незаконным решения УФАС Московской области
от 27.09.2017 № 165/18ж

Заявка Закрытого акционерного общества «ЗаоФарм» была отклонена от допуска к участию в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67, части 3 статьи 66 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в связи с непредоставлением информации о конкретной стране происхождения требуемого товара. Комиссия УФАС Московской области сочла действия заказчика правомерными.

Однако пункт 1 части 4 статьи 67, часть 3 статьи 66 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не содержат запрета на включение в заявку сведений о нескольких странах происхождения товара.

к содержанию ↑

признать незаконным решение УФАС Московской области от 27.09.2017 № 165/18ж.

  1. Почтовые квитанции, свидетельствующие о направлении настоящего заявления и приложенных к нему документов с уведомлением о вручении, – 2 шт. (оригиналы).
  2. Платежное поручение с отметкой банка об исполнении, подтверждающее уплату заявителем государственной пошлины, на 1 л.
  3. Заверенная копия свидетельства ОГРН заявителя на 1 л.

Шаблон

Арбитражный суд _________________________
_________________________________________ Заявитель: _______________________________
_________________________________________ Местонахождение: _________________________
_________________________________________ Почтовый адрес: ___________________________
_________________________________________

Контактный телефон: _______________________

Адрес электронной почты: ___________________

Контактное лицо: ___________________________
__________________________________________

Мнение эксперта
Ответчик: _________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

Адрес: ____________________________________
__________________________________________

Адрес электронной почты: ____________________

Телефон: _________________________________

Факс: _____________________________________

Третье лицо: ______________________________
__________________________________________

Местонахождение: __________________________
__________________________________________

Почтовый адрес: ___________________________
__________________________________________

Адрес электронной почты: ___________________

Госпошлина: ______________________________ к содержанию ↑

ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании незаконным решения УФАС ____________________________
от __.__.20__ № ______________________

Решением УФАС __________________________ от __.__.20__ № ________ была признана необоснованной жалоба _________________________________ на действия __________ комиссии _________________ при проведении _____________________ на право заключения контракта по _________________________________, извещение № _____________________________________.

По мнению заявителя, данное решение не соответствует Закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для признания его незаконным согласно части 2 статьи 201 АПК РФ на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 126, 198–201 АПК РФ, заявитель

признать незаконным решение УФАС ______________________ от __.__.20__ № _________.

  1. Почтовые квитанции, свидетельствующие о направлении настоящего заявления и приложенных к нему документов с уведомлением о вручении, – __ шт. (оригиналы).
  2. Платежное поручение с отметкой банка об исполнении, подтверждающее уплату заявителем государственной пошлины, на __ л.
  3. Заверенная копия свидетельства ОГРН заявителя на __ л.
  4. Копия оспариваемого решения УФАС _____________________ от __.__.20__ № ________ на _ л.
  5. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования (например, копия аукционной документации, включая извещение, техническое задание, копия жалобы, дополнений к жалобе), на ___ л.
  6. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о местонахождении ответчика или распечатанная на бумажном носителе копия официальной страницы сайта УФАС _______________________ (ответчика), содержащая информацию о его местонахождении, заверенная заявителем, на __ л.
  7. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о местонахождении заявителя или распечатанная на бумажном носителе и заверенная заявителем копия страниц официального сайта регистрирующего органа в Интернете (ФНС России), содержащих сведения о местонахождении заявителя и дату их обновления на __ л.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обеспечивает контроль в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ее компетентными задачами является вынесение предписаний о ликвидации неправомерных действий закупочного законодательства. К сожалению, ФАС само может вынести нарушающие закон решения, на которые можно и нужно жаловаться в установленном порядке.

к содержанию ↑

1. Законодательная база

Жаловаться на неправомерность решений ФАС по вопросам государственных закупок могут как участники, так и заказчики. Это действенный правовой инструмент для защиты своих интересов и восстановления прав сторон. Законодательство РФ не дает полного перечня оснований для подачи жалобы.

  1. Судебный порядок — через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.

При оспаривании решений ФАС стороны пользоваться положениями следующих нормативных документов:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – предлагает порядок судебного рассмотрения жалоб;
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – регламентируют все аспекты государственных и корпоративных закупок;
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16.03.2016 г.
к содержанию ↑

2. Досудебный порядок

Судебные разбирательства отнимают много времени и сил, поэтому неправомерные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем антимонопольном органе. Он предполагает несколько этапов:
  1. Выбор подразделения ФАС;
  2. Подготовка письменного заявления с жалобой на действия ФАС;
  3. Отправка жалобы на установление незаконности действий должностных лиц ФАС;
  4. Проверка в установленное время действий ФАС, после чего выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе;
  5. Отправка заявителю письменного уведомления о решении вышестоящего органа ФАС по результатам рассмотрения обращения.
к содержанию ↑

2.1 Куда и как подать жалобу?

Основанием для начала досудебного разбирательства по оценке действий ФАС на предмет их законности служит обращение потерпевшей стороны.

Жалоба на должностных лиц антимонопольной службы направляется в территориальный или коллегиальный орган ФАС – апелляционную коллегию.

Найти соответствующее ФАС России для досудебного урегулирования спора можно здесь. Контакты территориальных органов – здесь.

Обращение о некорректных действиях должностных лиц ФАС направляется, либо в письменной форме, либо дистанционно (заверяется электронной подписью).

Текст жалобы составляется с учетом следующих пунктов:

  1. Сведения о предполагаемом нарушителе — подразделении ФАС;
  2. Реквизиты документа, который оспаривается;
  3. Сведения о заявителе: для юрлица – наименование организации, адрес местонахождения, телефон; для физлица (ИП) – ФИО, email, если ответ требуется на электронную почту, или почтовый адрес, если требуется письменный ответ;
  4. Доводы заявителя и ссылки на законодательные нормативы, доказывающие факт нарушения закона;
  5. Опись прилагаемых документов.

Если жалоба подается в электронном виде, заявитель может приложить к ней документы и материалы в электронной форме.

Образец жалобы на решение ФАС в досудебном порядке:

Жалобу можно направлять несколькими способами:

  • Лично посетить антимонопольное ведомство;
  • Дистанционно (в электронном виде);
  • По почте;
  • Через МФЦ или Госуслуги.
  • Читаемый текст;
  • Отсутствие ненормативной лексики, призывов к терроризму, угроз;
  • Если жалоба написана анонимно, то ответ на нее не дается, поэтому заявителю лучше указывать ФИО.
к содержанию ↑

2.2 Сроки обращения

Обратиться в антимонопольную службу в досудебном порядке стороны могут в течение 30 дней после его вынесения. По окончании установленных сроков, жалобу понадобиться направить в суд. Данные сроки начинают отсчитываться с момента принятия полного решения. Оно изготавливается ФАС в 10-дневный срок с момента оглашения резолютивной части.

2.3 Необходимые документы

К жалобе необходимо приложить следующие документы:

  1. Документы, подтверждающие полномочия лица на подпись и передачу подобных документов (доверенность на представление интересов).
  2. Копию оспариваемого предписания или решения ФАС.
  3. Иные документы, доказывающие факт нарушения интересов заявителя.

2.5 Принятие решения

Результатом рассмотрения жалобы ФАС может стать:

  • отказ в удовлетворении жалобы;
  • признание неправомерности вынесенного решения ФАС;
  • частичное признание доводов заявителя справедливыми.

Уведомление о вынесенном решении обязательно направляется заявителю в письменной форме. Также оно дублируется в открытом доступе на официальном сайте ФАС. К должностным лицам, допустившим нарушения законодательства, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия.

В случае если вынесенное решение признается неправомерным полностью или частично, для установления факта нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применении дисциплинарной ответственности, либо принятии вердикта об иных видах ответственности, ответственным лицом по обращению руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой указана суть нарушения и должностные лица, его допустившие. Это делается для того, чтобы инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

к содержанию ↑

2.6 Что можно и что нельзя оспорить в досудебном порядке?

  1. Нарушение срока размещения в ЕИС сведений о принятой жалобе, или дате и месте её урегулирования.
  2. Нарушение сроков, определенных для регистрации и рассмотрения жалоб.
  3. Несоблюдение закупочных нормативов при отказе в разрешении жалобы.
  1. Нарушения по уже подписанным договорам.
  2. Нарушение комиссией порядка оценки и рассмотрения заявок.
  3. Нарушения, которые уже рассматривались в суде, и по ним были вынесены решения.
  4. Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом, и по ней было принято постановление.
к содержанию ↑

3.2 Как составить исковое заявление?

Иск оформляется в соответствии со ст.199 АПК и содержит следующие пункты:

  1. Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП);
  2. Наименование подведомства ФАС и данные документа, который оспаривается (решение, предписание, акт);
  3. Нарушения ФАС с указанием конкретных норм закона;
  4. Четко сформулированные требования истца к суду: отменить акт ФАС (решение, предписание), признать незаконными действия сотрудников и привлечь их ответственности.
В случае неправомерного внесения участника закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) такое решение ФАС также можно обжаловать в арбитражном суде.
к содержанию ↑

3.4 Рассмотрение дела и вынесение решения

Суд рассматривает дело по существу в установленный для этого день. Заявитель должен быть готов к судебному разбирательству. Для этого необходимо изучить сложившуюся судебную практику по похожим делам, подготовить свою мотивированную позицию. Это повысит вероятность победы.

Важный момент! Принятое судом решение можно обжаловать в 30-дневный срок после его принятия в аппеляционном суде.

к содержанию ↑

4. Что необходимо учитывать при досудебном и судебном обжаловании?

Итак, неправомерные действия (бездействия), нарушения законодательства, прав граждан оспариваются в досудебном и судебном порядке. В первом случае этим занимаются территориальные органы, во втором – арбитражный суд. Выбирая ведомство, следует помнить следующее:

  1. Досудебное обжалование не обязательно и подходит не для всех актов;
  2. Само ведомство редко отменяет решения сотрудников, поэтому получив отказ, скорее всего, потребуется обращаться в суд;
  3. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания;
  4. Судебный орган, в отличие от территориального, может восстановить пропущенный срок.
к содержанию ↑

Есть образцы документов для свободного скачивания:

Памятка с основными моментами по обжалованию предписаний ФАС

Обжалование решения антимонопольной службы (ФАС) является одним из законных способов защитить свои интересы и отстоять собственную правоту, если вы не согласны с предписаниями, выданными по результатам проведенной у вас проверки представителями ФАС.

На сегодняшний день законодательством установлены два пути решения данного вопроса:

  • в первом случае вы можете обратиться в УФАС с жалобой, аргументировав свою правоту и предоставив документальное подтверждение, ссылки на нормативно-правовые акты и т.д.;
  • во втором – если первый (досудебный) метод не принес ожидаемых результатов – обратиться с исковым заявлением в судебный орган для обжалования постановления УФАС.

Обращение в вышестоящий антимонопольный орган России приостанавливает срок вступления в силу предписаний, выписанных проверяющими, и позволит, не доводя спор до судебного разбирательства, урегулировать вопрос непосредственно с контролирующим органом. При этом возможно избежать временных и денежных затрат (судебный процесс предусматривает оплату госпошлины, работу юристов).

Но на практике часто жалобы предпринимателей остаются неудовлетворенными, и тут уже без суда не обойтись.

к содержанию ↑

В документе должны отражаться:

  • название арбитражного органа, в который подается документ;
  • информация о заявителе (полностью название компании, данные из свидетельства о госрегистрации, контакты и данные о доверенном лице);
  • информация о принятом ФАС акте (реквизиты документа: дата, название, номер);
  • информация о нарушениях с обязательным подтверждением своей правоты и незаконности действий представителей контролирующего органа ссылками на действующие нормативно-правовые акты;
  • ходатайство об остановке действия оспариваемого предписания;
  • дата, подпись.

Обязательно приложите к заявлению все документы, которые помогут обосновать вашу позицию и незаконность действий УФАС. Для этого можно проконсультироваться с юристом, который подскажет, какие доказательства весомые и поможет обосновать незаконность указанных в тексте нарушений.

Обжалование решения ФАС — это инструмент защиты прав и интересов как заказчиков, так и их потенциальных контрагентов по госконтрактам. Оспорить выводы антимонопольной службы можно ведомственным или судебным порядком.

к содержанию ↑

Как обжаловать акт антимонопольного органа

Территориальные подразделения Федеральной антимонопольной службы осуществляют контроль за правильностью осуществления закупок и соблюдением законодательства. Но и они порой ошибаются. Существуют два пути, как обжаловать решение ФАС:
  • ведомственный — он предполагает обжалование по ведомственной линии, в вышестоящую инстанцию самого антимонопольного органа;
  • судебный — через обращения в арбитражный суд по месту вынесения спорного документа.

Эти способы различаются не только по составу лиц, которые рассматривают обращение, но и процессуально.

к содержанию ↑

Ведомственный порядок обжалования: куда подавать жалобу

Первичным рассмотрением вопросов, отнесенных к компетенции ФАС, занимаются ее территориальные управления. Их акты являются, как правило, предметом оспаривания.

Мнение эксперта
В структуре УФАС создана собственная апелляционная инстанция — коллегии по рассмотрению жалоб на вынесенные акты. В апелляционную коллегию заинтересованное лицо вправе подать жалобу на решение ФАС.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ определяет для коллегии возможность пересматривать принятые ранее документы, если они нарушают единообразие в применении антимонопольными органами законодательства. Наиболее успешным ведомственное обжалование будет, если заявитель укажет на несоответствие принятого документа ранее вынесенным актам ФАС по аналогичным спорам.

Обжалование в ведомственном порядке допускается в течение одного месяца с момента вынесения обжалуемого решения и выдачи предписания.

Автор статьи
Следующая
ЗадолженностьДополнение к исковому заявлению в суд, структура и образец

Добавить комментарий