Закон о банкротстве физических лиц в 2020 году

Роль должника в деле о банкротстве

Банкротство — финансовая несостоятельность, признанная арбитражной судебной инстанцией, в силу которой возникла неспособность физического или юридического лица выполнить данные ранее денежные обязательства и расплатиться по долгам с кредиторами.

Все правовые моменты, связанные с финансовой несостоятельностью (банкротством), освещает Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности» от 26.10.2002. Согласно данному законодательному акту, все участники разбирательства по делу наделены различными обязанностями и правами.

Главная роль в судебном слушании по делу о материальной несостоятельности отведена должнику. Для него актуальным законодательством предусмотрены действенные способы защиты правых интересов, с помощью которых появляется реальная возможность избежать выполнения финансовых требований кредитора.

В процессуальном деле о материальной несостоятельности должниками могут быть:

  • Физические лица (обычные граждане);
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Предприятие или организация (любые юридические лица, помимо религиозных, казённых и политических учреждений).
Несостоятельным признаётся должник, который, в силу конкретных обстоятельств, не имеет реальной возможности погасить текущие денежные задолженности и выполнить финансовые требования и обязательства перед кредиторами.
к содержанию ↑

Права права заемщика

При появлении определённых обстоятельств, когда должник понимает и знает, что возможности выполнить денежные требования кредиторов нет и не предвидится, законодатель предусматривает для него право обращения в суд с заявлением о признании его финансовой несостоятельности. Обращение подаётся в арбитражный судебный орган потому, что суды остальных инстанций права рассматривать подобные дела не имеют.

В судебном разбирательстве дела о банкротстве должник имеет законные процессуальные права:

  • Самостоятельно присутствовать, а также принимать участие в слушании по делу;
  • Знакомиться с материалами по делу, снимать с них ксерокопии и выполнять выписки;
  • Получать и обжаловать любые процессуальные акты по текущему делу;
  • Иметь представление о предъявленных другими сторонами жалобах, а также подавать жалобы самостоятельно;
  • Предъявлять различные ходатайства, заявлять об отводе;
  • Предоставлять достоверные факты, исследовать имеющиеся доказательства по делу;
  • Задавать вопросы другим сторонам, участвующим в деле;
  • Выполнять другие действия, не противоречащие актуальному законодательству.

При злоупотреблении своими правами, а также за невыполнение возложенных на него правовых обязательств, должник несёт, предусмотренную законодателем, ответственность.

к содержанию ↑

Обязанности

Должник намного раньше других лиц узнаёт о своих материальных проблемах банкротства. Чтобы предотвратить возникновение убытков у своих кредиторов, он обязан, на ранней стадии разорения, обратиться в арбитражную судебную инстанцию с заявлением о признании материальной несостоятельности.

Чтобы в будущем предотвратить обвинения в фиктивном банкротстве, нужно доказать суду, что в период подачи процессуального заявления, у должника не было реальной возможности погасить денежную задолженность перед кредиторами.
к содержанию ↑

Ответственность заемщика в процедуре несостоятельности

Необоснованное обращение в арбитражную судебную инстанцию, при имеющейся реальной материальной возможности расплатиться по долгам и удовлетворить все заявленные финансовые требования кредиторов, рассматривается законодательством, как фиктивное банкротство, которое несёт за собой уголовную, гражданскую, а также административную ответственность.

В этом случае лицо, заявляющее о своей материальной несостоятельности, обязано в полном объёме возместить ущерб и убытки, причинённые кредиторам судебным делопроизводством по исковому заявлению.

Мнение эксперта
Кузьмин Владимир Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
К административной, уголовно-правовой и гражданской ответственности суд вправе привлечь граждан, которые преднамеренно нанесли крупный ущерб предприятию, чем спровоцировали его неплатёжеспособность и последующую ликвидацию.

Создание и увеличение неплатёжеспособности должника — это неправомерное действие или бездействие определённых лиц, которые преднамеренно привели предприятие либо индивидуального предпринимателя к частичному или полному разорению.

к содержанию ↑

Реализация имущества

В слушании по делу о признании банкротства (несостоятельности), реализация имущества и списание долгов — вещи неделимые.

Процесс реализации имущества начинается по соответствующему ходатайству, когда денежных средств недостаточно, чтобы восстановить платежеспособность и полностью погасить долги по финансовым требованиям и обязательным платежам. Процедура реализации имущества применяется в отношении юридического либо физического лица, признанного арбитражным судебным органом несостоятельным.

В такой ситуации судебный орган выносит процессуальное постановление о признании данного лица банкротом. Далее судом назначается процедура реализации принадлежащего должнику имущества.

Процедурой реализации имущества в судебном разбирательстве о несостоятельности занимается арбитражный управляющий, заранее утверждённый арбитражным судебным органом. Он оценивает и в дальнейшем реализовывает имущество лица, признанного несостоятельным.

Срок процесса реализации имущества продолжается в течение 4-6 месяцев, после момента признания банкротства, но может продлеваться по соответствующим ходатайствам.

В период процедуры реализации имущества должника:

  • Судебный орган может запретить лицу, признанному банкротом выезжать за границу Российской Федерации;
  • Назначенный судом финансовый управляющий вправе распоряжаться всеми банковскими счетами и любыми источниками дохода банкрота.

По окончании процесса реализации имущества должника в деле о банкротстве, вырученные материальные средства, направляются судом на удовлетворение финансовых требований кредиторов. За вычетом расходов на почтовые переводы при отправке кредиторам корреспонденции и платы за услуги арбитражного управляющего.

По окончании процесса, лицо, признанное судом несостоятельным, полностью освобождается от исполнения финансовых требований кредиторов. Исключением являются текущие долги по платежам, которые образовались после начала и в процессе разбирательства дела о признании дела о банкротстве должника.

к содержанию ↑

Особенности

В актуальном законе о несостоятельности должника предусмотрены особенности признания банкротства различных категорий юридических лиц:

  • стратегических предприятий;
  • финансовых учреждений;
  • сельскохозяйственных предприятий;
  • градообразующих организаций.

Градообразующая организация — предприятие, где число работников составляет не меньше 5000 человек или 25% работающего населения конкретного населенного пункта.

При процессуальном разбирательстве дела о разорении градообразующего предприятия, ответственными признаются соответствующие государственные органы местного самоуправления. По финансовым обязательствам подобного должника, Российская Федерация, в лице государственных уполномоченных органов, имеет право предоставить своё поручительство.

В отношении градообразующего учреждения период внешнего управления или финансового оздоровления, может быть увеличен судом до одного года. Для остальных категорий должников подобная возможность предоставляется до шести месяцев, продления финансового оздоровления законодательством не предусмотрено.

До завершения финансового оздоровления либо внешнего управления градообразующей организации, государственные уполномоченные органы имеют законное право рассчитаться со всеми долгами, либо удовлетворить финансовые требования кредиторов любым другим способом, предусмотренным законодательством.

Сельскохозяйственные организации — учреждения, где основным видом деятельности являются переработка или производство сельскохозяйственной продукции.

Одной из важных особенностей процедуры признания банкротства сельскохозяйственных организаций является учет климатических природных условий, а также других факторов, важных для сельского хозяйства, при анализе материального состояния должника.

Мнение эксперта
Кузьмин Владимир Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
При реализации имущества такого предприятия, преимущественное законное право на его покупку, имеют лица, которые занимаются подобной деятельностью и владеют земельным участком, соседствующим с земельным участком должника.

Финансовые учреждения — кредитные, страховые организации.

Рассмотрев исковое обращение о признании финансового учреждения несостоятельным, арбитражный судебный орган вправе принять процессуальное решение о признании кредитной организации банкротом либо об отказе в возбуждении делопроизводства. Другие варианты процедуры банкротства для финансовых учреждений не предусмотрены.

При процессуальном разбирательстве дела о несостоятельности страховой компании лицом, наделённым правовым статусом в арбитражном судебном процессе, признается Минфин Российской Федерации — уполномоченный государственный орган, в обязанности которого входит осуществление надзора за страховой деятельностью.

Стратегические организации и предприятия:

  • Федеральные государственные акционерные общества и учреждения, чьи акции находятся в непосредственной государственной собственности. Предприятия осуществляющие услуги и работы, имеющее важное стратегическое значение для защиты здоровья, законных интересов, прав населения РФ, обеспечения государственной безопасности и обороноспособности страны.
  • Оборонно-промышленные учреждения — исследовательские, проектно-конструкторские, научно-производственные, научно-испытательные и другие предприятия, предоставляющие работы по обеспечению и выполнению оборонного государственного заказа.

Для государственных стратегических оборонных организаций предусмотрены повышенные сроки невыполнения обязательств по финансовым требованиям, до их окончания арбитражный судебный орган не вправе принять исковое обращение о банкротстве.

к содержанию ↑

Закон о банкротстве граждан с изменениями на 2020 год: признаки фиктивного и преднамеренного банкротства

Процесс установления факта банкротства физлица зачастую связан с определенными заблуждениями, которые обычно возникают по причине неосведомленности граждан об основных положениях в законе. Для получения более полного представления о том, что это такое, полезно также просмотреть другие дела о банкротстве в открытых источниках.

Если это кажется сложным, всегда можно обратиться к нашим кредитным юристам, которые обеспечат Вам быстрое и комфортное установление факта финансовой несостоятельности с минимальным вовлечением в дело.

Интересно, что практика списания долгов у простых граждан давно сложилась в зарубежных странах — любой, кто попал в сложную финансовую ситуацию, и не может своими силами выпутаться из кредитного рабства, имеет право обратиться в суд и подать заявление с просьбой начать процедуру банкротства физического лица.

Далее в отношении него возбуждается дело о банкротстве, проводятся необходимые проверки, после чего вчерашний «узник банков» становится свободным от долговых обязательств. Во многом банкротство физлиц в других странах напоминает российское — отличаются только условия и требования.

Итак, давайте рассмотрим, что требует российский Федеральный закон от физлиц, и как законодатели определяют ложных должников, которые намеренно вводят себя в кредитную яму либо скрывают свое реальное материальное положение для получения выгоды.

Если должник брал кредиты, предоставляя в банки ложную информацию о доходах и собственности, это свидетельствует о его недобросовестности. Также, если у него появлялись новые долги, несмотря на то, что и старые отдавать нечем — это тоже вызывает подозрения в его добросовестности.

Вероятность получить официальное подтверждение своей некредитоспособности при таком раскладе стремится к нулю, поскольку реальное положение дел быстро вскроет арбитражный управляющий, которому доверили процедуру.
  • Однозначные признаки несостоятельности. Текст закона предусматривает, что это просрочки от 90 дней и долг от суммы 500 тысяч рублей — прямые признаки банкротства и влекут обязанность должника по объявлению себя банкротом.
  • Добросовестность банкрота. Настоящий должник должен брать кредиты только находясь в благополучной финансовой ситуации: стабильный доход, отсутствие иных больших долгов. Должны присутствовать все обстоятельства, которые бы позволили суду сделать вывод о своевременном выплате долга.
  • Фиктивность банкротства. Как определяется данный параметр? Закон понимает под фиктивностью предоставление заведомо ложных сведений с целью создать иллюзорное впечатление о ситуации. В данном случае речь идет о таком случае, когда физлицо сознательно заявляет о своей финансовой несостоятельности, опираясь на информацию, которая не соответствует реальному положению дел.

Иными словами, фиктивным банкротом зачастую является гражданин, чьи материальные проблемы далеки от критических, а то и вовсе отсутствуют. Совершенная другая ситуация возникает с преднамеренным банкротством.

  • Преднамеренность банкротства. Если незадолго до начала процедуры банкротства должник набрал кредитов и сознательно загнал себя в трудную финансовую ситуацию, можно говорить о факте преднамеренного банкротства. Именно с целью выявить этот момент финуправляющий проверяет все последние сделки должника за 3 года. Как правило, при преднамеренном банкротстве должники совершают следующие ошибки:
    • Заключают брачные контракты накануне процедуры банкротства. Документы при таких контрактах обычно предусматривают, что в случае развода все имущество достается супруге/детям;
    • Заключают дарственные на машины, квартиры, участки и дома. Причем «дары» часто оформляются на ближайших родственников, нередко — на престарелых родителей;
    • Заключают договоры купли-продажи на объекты недвижимости, но денежные средства, вырученные по таким сделкам, не идут на погашение кредитов.
  • Анализ последних сделок, совершенных банкротом, позволяет финансовому управляющему сделать вывод о том, нет ли в действиях должника вышеперечисленных признаков. Для этого управляющий получает доступ к информации из различных официальных источников, поэтому скрыть факт сделок или наличия недвижимости не получится.

    И да! Если в процессе расследования по делу будут выявлены признаки фиктивности или преднамеренности, то банкротство попросту не будет признано. Судебная практика в 2020 году это подтверждает!
    к содержанию ↑

    ФЗ о несостоятельности (банкротстве) физлиц: как работает новый закон?

    Итак, официально получить статус банкрота возможно исключительно через Арбитражный суд. В процессе первого судебного заседания решается вопрос о введении определенной процедуры в отношении должника:

      Реструктуризация долгов. Такая процедура предусматривает возврат основного долга (хотя бы на 80%) в течение 3-х лет. Для этого составляется обновленный график погашения платежей (его должен утвердить Арбитражный суд). По истечению 36-ти месяцев оставшийся долг списывается, а должник не получает статуса банкрота. При этом он не платит никаких процентов и пеней.

    В целом, эту процедуру нельзя назвать банкротством в полной мере, и суды не так часто ее назначают. Для того, чтобы АС принял решение о применении данной процедуры, должнику необходимо иметь доказательства своей способности удовлетворить требования кредиторов согласно обновленному платежному графику.

    У большинства лиц, обратившихся за признанием некредитоспособности, такой возможности нет.

    Реализация имущества. Более распространенная процедура, которая официально закрепляет за лицом статус банкрота. Ее чаще всего выбирает Арбитражный суд по делам о банкротстве физических лиц. Суть данной процедуры заключается в продаже имущества должника на специальных аукционах, организацией которых занимается назначенный финансовый управляющий. Вырученные на торгах денежные средства передают кредиторам, а оставшийся долг списывают.

    Также финуправляющему по закону полагается 7% от стоимости распроданной собственности банкрота. По срокам реализация имущества при банкротстве физического лица занимает до 6 месяцев. К счастью, в процессе не продается единственное жилье должника, рабочий инструментарий, личные вещи, предметы бытового назначения, сельскохозяйственные объекты.

    Однако продаже в ходе реализации подлежит ипотечная недвижимость — даже при условии, что квартира в ипотеке является единственным жильем банкрота.

    Споры с кредиторами также возможно разрешить во внесудебном порядке. Для этого сторонам необходимо заключить мировое соглашение и самостоятельно разобраться с тем, как и когда будут выплачены все задолженности. Однако на практике такие случаи встречаются редко — обычно кредиторы не готовы идти на уступки.

    После завершения назначенных судом процедур наступают последствия банкротства. Они выражаются в запрете занимать руководящие должности, необходимость предоставлять сведения о банкротстве при оформлении новых кредитов, запрет на повторное банкротство в течение ближайших пяти лет.

    Не всех граждан устраивают такие условия. Однако не стоит забывать, что упомянутые ограничения временные и снимаются через несколько лет.

    к содержанию ↑

    Поправки в закон о банкротстве физических лиц

    За прошедшие годы действия закона существенных изменений законодателем не вносилось. Однако в тексте все же появились некоторые изменения, которые позволили сделать закон о банкротстве физлиц более лояльным. Правки были следующими:

    • Изменение размера вознаграждения для финансовых управляющих с 10 до 25 тысяч рублей — важная поправка, которая была внесена после волны недовольств со стороны управляющих, которых поддержали эксперты, согласившиеся, что услуги данных специалистов требуют более крупного вознаграждения, учитывая степень ответственности финуправляющего на всех этапах дела о банкротстве;
    • Увеличение процентов, положенных управляющему после реализации собственности банкрота — изначально закон устанавливал 2% от стоимости проданного имущества, но показатель был увеличен до 7%;
    • Снижение размера госпошлины с 6 тысяч рублей до 300 рублей — поправка была обусловлена и без того плачевным финансовым состоянием гражданина, запустившего процедуру банкротства, ведь у многих людей просто не было таких денег на оплату госпошлины.
    Периодически законодатели выдвигали некоторые идеи по поводу уже действующего порядка — возможно, они будут реализованы в ближайшем будущем. В их числе:

      Упрощенное банкротство — проект призван упростить процедуру, сократить сроки на судебное производство, снизить общую нагрузку на систему и сократить затраты. Судя по комментариям на тематических форумах, это наиболее ожидаемые и желанные изменения среди потенциальных банкротов.

    Упрощенное банкротство позволит быстро и дешево признать себя финансово несостоятельным — это чрезвычайно актуальное нововведение, поскольку многие россияне боятся запускать процедуру банкротства по причине ее высокой стоимости;

  • Продажа единственного жилья — в одно время возникла идея отбирать у должников роскошные квартиры и дома, если их размеры и стоимость значительно превышали все допустимые нормы на человека, и взамен покупать более скромные жилища;
  • Идея использовать МФЦ для оказания юридических консультационных услуг по вопросам банкротства простых граждан — предполагалось, что сотрудники многофункциональных центров должны будут писать вместе с должниками заявления о банкротстве, помогать им в сборе необходимых для открытия дела документов. То есть фактически выполнять бесплатно всю ту работу, которую сейчас осуществляют юристы по банкротству.
  • Что мы имеем на данный момент? В законе о финансовой несостоятельности физических лиц есть некоторые недочеты, однако они по большей части касаются стоимости услуги банкротства, которая по-прежнему слишком высока для большинства россиян. Но есть все шансы, что проблема будет решена с принятием упрощенного банкротства — нужно только дождаться принятия соответствующих поправок.

    Если Вы хотите прямо сейчас получить ответы на все вопросы по поводу закона о банкротстве физлиц или Вы хотите узнать, как добиться признания некредитоспособности в суде быстро, обратитесь к нашим консультантам! Мы обеспечим полное юридическое сопровождение и проследим за тем, чтобы Ваши права были соблюдены.

    Для получения профессиональной юридической консультации позвоните нам по телефону или напишите онлайн.

    Сегодня, 1 октября 2015 года начинает действовать так называемый «закон о банкротстве граждан» (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

    Мнение эксперта
    Кузьмин Владимир Тимофеевич
    Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
    Важно знать, кто больше выиграет от введения новых правил, – сами должники или их кредиторы. О том, в чью пользу сформулированы нормы о порядке инициации дел о банкротстве, их подсудности и формировании конкурсной массы, рассказывал ранее.

    Рассмотрим теперь другие значимые моменты.

    Списание задолженности после завершения процедур банкротства

    Безусловно, главной ценностью банкротства для должника является списание долгов. Предполагается, что после завершения реализации имущества и расчета с кредиторами должник может рассчитывать на освобождение от дальнейшего исполнения требований кредиторов, если среди них остались непогашенные требования (п.

    3 ст. 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 г.

    № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – закон о банкротстве). Однако список исключений из этого правила весьма обширен.

    • текущая задолженность, то есть задолженность, возникшая после даты принятия судом заявления о признании должника банкротом;
    • задолженность по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, по компенсации морального вреда;
    • задолженность по алиментам;
    • задолженность по иным требованиям, неразрывно связанным с личностью кредитора, в том числе по требованиям, не заявленным в процедуре банкротства;
    • задолженность по возмещению вреда имуществу, причиненного должником умышленно или по грубой неосторожности;
    • задолженность по требованиям о привлечении гражданина к субсидиарной ответственности (ст. 10 закона о банкротстве);
    • задолженность по убыткам, причиненным умышленно или по грубой неосторожности гражданином юридическому лицу, участником или членом коллегиального органа которого являлся должник (ст. 53-53.1 ГК РФ). По неясным мне причинам в данном пункте не упомянуты убытки, причиненные гражданином, действовавшим в качестве единоличного исполнительного органа юридического лица, то есть директора или генерального директора;
    • задолженность по убыткам, причиненным гражданином как арбитражным управляющим умышленно или по грубой неосторожности;
    • задолженность, связанная с применением последствий недействительности сделок, оспоренных по ст. 61.2-61.3 закона о банкротстве;
    • вся задолженность, если гражданин предоставил неполные либо заведомо недостоверные сведения арбитражному управляющему или арбитражному суду;
    • задолженность по требованиям, о которых кредиторы при завершении процедуры банкротства не знали и не могли знать;
    • вся задолженность, если при возникновении или исполнении обязательств перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом, гражданин действовал незаконно, в том числе (!) совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество (п. 3-6 ст. 213.28 закона о банкротстве).

    Если с основной частью пунктов все более-менее понятно, то на последних трех стоит остановиться более подробно.

    В рамках дела о банкротстве должник обязан полностью и без утайки раскрыть перед судом свое финансовое положение, то есть обозначить все имеющиеся у него долги и активы. Скрыв факт наличия долга перед «неудобным» кредитором, должник лишается возможности списать такой долг, даже если факт сокрытия не обнаружится.

    А если обнаружится – долги не будут списаны в принципе, причем все. Аналогичная ситуация произойдет и при сокрытии должником активов.

    Все это означает повышенную ответственность должника еще на стадии подачи заявления о банкротстве в суд.

    Пункт о непогашении задолженности в случае привлечения должника к административной или уголовной ответственности представляется самым неоднозначным. Конечно, если гражданин совершил преступление, то связанная с этим задолженность списана не будет, и это справедливо.

    Однако случаи совершения преступления упомянуты в законе лишь как случаи частные, что подразумевает куда более широкое толкование нормы.

    Высказывается мнение, что данный пункт подразумевает полномочие суда оценить добросовестность должника и в зависимости от этого разрешить вопрос о списании задолженности. Однако данное мнение не основано на законе и кроме того подразумевает чрезвычайно широкий простор для судейского усмотрения и связанных с этим коррупционных рисков.

    Таким образом, в вопросе о списании задолженности по завершению процедуры банкротства закон максимально ориентирован на кредиторов.

    Последствия признания гражданина банкротом

    Они прописаны достаточно определенно (ст. 213.30 закона о банкротстве).

    Прежде всего, это испорченная кредитная история – в течение пяти лет после завершения процедур банкротства гражданин будет обязан при получении кредитов указывать на факт своего банкротства, что вряд ли отпугнет «бывалых» должников, но демотивирует к подаче заявлений в суд должников, имеющих незначительные просрочки по своим долгам.

    Еще одно последствие касается повторной подачи заявления должника. В течение пяти лет после завершения процедур банкротства гражданин не вправе будет подать новое заявление о своем банкротстве. Если же в этот же срок заявление подадут его кредиторы – то освобождение от задолженности не наступит.

    В течение трех лет после завершения процедур банкротства гражданин не сможет занимать должности в органах управления юридического лица, а также иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Правда, это едва ли исключает представление интересов юридических лиц по доверенности или участие в деятельности организаций через подставных лиц – «номинальных директоров».

    А вот относительно государственной или муниципальной службы в законе ограничений не имеется.

    Индивидуальные предприниматели утратят на пять лет с момента завершения процедур банкротства государственную регистрацию в качестве таковых, лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, а также само право осуществлять предпринимательскую деятельность. По сравнению с ныне действующими правилами (ст.

    216 закона о банкротстве) увеличен лишь срок санкции – с одного года до пяти лет, в остальном принципиальных изменений не внесено.

    Дополнительно суд вправе ограничить должника в праве выезда за границу, однако только до завершения процедуры банкротства (п. 3 ст. 213.24 закона о банкротстве).

    В целом последствия признания банкротом для большинства должников едва ли являются чрезмерно жесткими.

    Целесообразность инициации дела о банкротстве

    Подводя итог, стоит отметить, что процедура освобождения от долгов в рамках банкротства граждан и приравненных к ним индивидуальных предпринимателей представляет собой сложную полосу препятствий, пройти которую без опытного инструктора едва ли возможно. Закон на 80-90% ориентирован на кредиторов, а отнюдь не на должников – «самолечение» в такой ситуации будет походить на попытку сделать самому себе операцию на сердце.

    Однако финансирование процедуры банкротства установлено на соблазнительно низком уровне. Так, минимальное вознаграждение арбитражного управляющего составляет 10 тыс. руб. (п. 3 ст. 20.6 закона о банкротстве). У многих должников сложилось мнение, что за эту сумму их избавят от многомиллионных долгов.

    Между тем, в обязанности арбитражного управляющего не входят досудебный анализ перспектив дела, помощь в сборе доказательств, подготовка заявления о банкротстве в суд и других процессуальных документов, представление интересов должника в суде и т. д. Все это – чисто юридический труд, и бесплатно за должника этого никто делать не будет.

    Повлиять на данную ситуацию смогут суды, если будут применять ст. 57 и ст.

    59 закона о банкротстве, требуя внести сумму предполагаемых расходов на депозит суда. Однако это общие нормы, а в специальных нормах о банкротстве граждан (п.

    4-5 ст. 213.4, п.

    4-5 ст. 213.5 закона о банкротстве) такого требования не содержится.

    Это создает риск неправильного правоприменения и еще большей демотивации арбитражных управляющих к ведению процедур банкротства физических лиц.

    Закон предусматривает и дополнительное вознаграждение арбитражного управляющего в размере 2% выручки от реализации имущества должника, а также поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности или оспаривания сделок денег, либо от суммы удовлетворенных требований кредиторов (п. 17 ст.

    20.6 закона о банкротстве). Однако это вознаграждение достаточно мифическое и ничем не гарантировано.

    Таким образом, при отсутствии дополнительного финансирования банкротство граждан становится для арбитражных управляющим мероприятием убыточным, а вхождение в процедуру банкротства неизвестного заранее должника – делом чрезвычайно рискованным.

    Благо, вхождение в процедуру – право, а не обязанность арбитражного управляющего, в отличие от адвокатов по назначению. Так что гражданину управляющий изначально ничего не должен.

    В целом эта ситуация имеет простое решение в рамках действующего законодательства. Пункт 5 ст.

    20.6 закона о банкротстве предусматривает возможность увеличения суммы вознаграждения арбитражного управляющего по решению суда в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы, а договор оказания юридических услуг с исполнением в пользу должника может заключить и оплатить любое третье лицо. Естественно, адекватный трудозатратам и рискам размер вознаграждения существенно отличается от установленных в законе сумм.

    Мнение эксперта
    Кузьмин Владимир Тимофеевич
    Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
    Считаю, что за 10 тыс. руб.

    можно найти только самых «некрасивых и хилых» арбитражных управляющих, о качестве труда которых можно говорить лишь или хорошо, или ничего.

    к содержанию ↑

    Из-за коронавируса ввёден мораторий на банкротство и «взыскание долгов». Законом 98-ФЗ от 01.04.2020 в закон 127-ФЗ от 26.10.2002.

    Статья актуальна на 1 мая 2020 года, написана на основе Федерального закона 98-ФЗ и Обзоров Верховного Суда РФ №1 и №2.

    Спустя три недели с момента принятия изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в виде новой статьи 9 1 . Мораторий на возбуждение дел о банкротстве можно делать первые выводы, как это работает на практике.

    1 апреля 2020 года был принят Федеральный закон №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», который внес ряд изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в виде новой статьи 9 1 . Мораторий на возбуждение дел о банкротстве.

    Отметим основное и самое важное.

    к содержанию ↑

    В отношении кого вводится

    В пункте 1 статьи 9 1 Правительству Российской Федерации даются полномочия на право ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

    Отдельно стоит отметить, что, следуя логике статьи, запрет на подачу таких заявлений относится только к кредиторам. Видимо, сами должники не лишаются права подать заявление о собственном банкротстве. В первоначальной версии проекта были отдельные положения, касающиеся статуса должников, но в окончательный вариант они не вошли. Тем не менее, запрета на инициирование банкротства должником нет.

    Основанием для моратория на возбуждение дел о банкротстве являются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, существенное изменение курса рубля и подобные обстоятельства. Срок моратория определяется Правительством РФ.

    Мораторий может быть введен как для всех, так и для отдельных отраслей, определяться это будет так же актом Правительства РФ. Перечень отдельных отраслей размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Принятие такого акта не заставило себя долго ждать: уже 3 апреля 2020 года было принято Постановление Правительства №428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников».

    В первоначальный список лиц, на которых распространяется действие моратория, вошли 22 отрасли, признанные пострадавшими, а также организации, включенные в перечень системообразующих организаций и стратегических предприятий. Но уже буквально через неделю этот список начал расширяться, а премьер-министр РФ Михаил Мишустин сделал заявление, что принцип отнесения организаций к списку попадающих под действие моратория нужно менять.

    В настоящее время самый простой способ выяснить, попадает ли какая-либо организация под действие моратория, – воспользоваться сервисом Федеральной налоговой службы: достаточно ввести ИНН или ОГРН организации – и сервис выдает информацию о ее включении или невключении в список пострадавших.

    В окончательной версии закона допускается вариант введения моратория В ОТНОШЕНИИ ВСЕХ ДОЛЖНИКОВ, то есть полный мораторий на банкротство, если такое решение будет принято Правительством РФ.

    С первых недель действия закона «вылез» главный его недостаток: что делать организациям, которые попали в список, но не нуждаются в поддержке такого рода? Ведь на них автоматически может распространяться ряд ограничений. Наибольшую обеспокоенность вызывал запрет на выплату дивидендов, а также урон деловой репутации и последствия в виде отказа от сотрудничества с такими предприятиями.

    Законодатель среагировал мгновенно, и уже 24 апреля 2020 года был принят Федеральный закон №149-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были внесены изменения в только что введенную статью.

    Пункт 1 ст. 9 1 , где указывалось, на кого распространяется мораторий, был дополнен новыми абзацами 3 и 4, в которых говорится, что любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении него моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

    В случае продления Правительством РФ действия моратория заявление об отказе придется делать повторно.

    Сервис налоговой, о котором было сказано выше, сообщает также об отказе организаций от применения в отношении них моратория, в случае если такой отказ был заявлен.

    Но это были не единственные вопросы, которые возникли у участников делового оборота в связи с применением новой статьи. К настоящему времени уже появилась судебная практика, а Верховный Суд РФ опубликовал два обзора по вопросам судебной практики.

    21 апреля был опубликован Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (далее – Обзор №1), а 30 апреля 2020 года был утвержден Президиумом Верховного Суда РФ и опубликован Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (далее – Обзор №2).

    Во втором обзоре Верховный Суд РФ ответил на вопрос, можно ли возбудить дело о банкротстве в отношении ликвидируемого должника, если на него распространяется мораторий на банкротство. Ситуация следующая: в отношении организации была начата процедура ликвидации, до завершения процедуры был введен мораторий на банкротство, при этом должник формально попадает под действие моратория (относится к категории пострадавших), но, несмотря на это, Верховный Суд РФ разъяснил, что возбудить дело о банкротстве в отношении такого должника возможно, поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица не нацелена на его сохранение.

    к содержанию ↑

    Что происходит с заявлениями о признании должника банкротом и публикациями о намерении подать такое заявление

    Пункт 2 статьи 9 1 регулирует подачу заявлений о банкротстве. Заявления кредиторов о признании должника банкротом возвращаются.

    Особенностью изменений является то, что возвращаются заявления, поданные не только в период моратория, но и до него, если вопрос об их принятии не был решен судом к дате введения моратория.

    В первой версии проекта закона речь шла обо всех поданных заявлениях, в том числе о заявлениях, обоснованность которых не была рассмотрена на момент введения моратория. Это было нелогично, потому что часто рассмотрение обоснованности заявления о банкротстве растягивается на многие месяцы, и эта категория должников явно пострадала не от тех факторов, которые повлияли на введение моратория.

    Не подлежат размещению в период действия моратория объявления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом. Уже опубликованные объявления не дают права обратиться с заявлением, если заявление не было подано до даты введения моратория, а сведения, содержащиеся в таком объявлении, утрачивают силу со дня введения моратория.

    То есть по окончании моратория публиковать заявление о намерении придется заново (соответствующие разъяснения даны во Обзоре №2 Верховного Суда РФ).

    К настоящему времени уже появилась судебная практика, а Верховный Суд РФ 21 апреля опубликовал Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1.

    В Обзоре раздел III посвящен вопросам применения законодательства о банкротстве. Верховный Суд разъяснил, что включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий, будет являться безусловным основанием для возврата заявления кредитора о признании такого должника банкротом.

    Обстоятельства, а также период возникновения задолженности значения не имеют.

    Разъяснения эти появились не просто так, ибо как только был введен мораторий на банкротство, у многих возникли вопросы: а если задолженность возникла задолго до появления ограничений, связанных с пандемией коронавируса, справедливо ли распространять мораторий на таких должников? Верховный Суд высказался однозначно – обстоятельства, а также период возникновения задолженности значения не имеют.

    к содержанию ↑

    Последствия введения моратория. Что будет с исполнительными производствами?

    Пункт 3 статьи 9 1 раскрывает последствия введения моратория для тех лиц, на которых он распространяется, то есть для всех должников либо отдельной категории лиц должников (в зависимости от распоряжения Правительства РФ).

    На срок действия моратория частично наступают последствия, предусмотренные в рамках процедуры наблюдения: не допускается

    • удовлетворение требований участника должника в связи с выходом из состава его участников,
    • выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли,
    • зачеты взаимных требований, если нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов,
    • выплата дивидендов,
    • распределение прибыли,
    • начисление неустоек, штрафов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей,
    • обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке.

    Мнение эксперта
    Кузьмин Владимир Тимофеевич
    Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
    На время действия моратория исполнительные производства приостанавливаются, но при этом аресты на имущество должника и иные ограничения на распоряжение имуществом не снимаются.

    Данное изменение видится очень важным: мораторий вводится не только на банкротства, но и на исполнительные производства в целом, при этом, возможно, в отношении ВСЕХ должников, которые не находятся в процедуре банкротства на момент введения моратория, если действие моратория будет распространяться на всех должников, а закон такое допускает.

    На практике тут же возникли вопросы: исполнительные производства приостановлены, но можно ли получать в отношении должников исполнительные листы? В первую очередь речь идет об обеспечительных мерах. Уже упомянутый выше Обзор Верховного Суда от 21 апреля 2020 говорит о том, что исполнительные листы могут выдаваться судом.

    При этом в ходе исполнительного производства по данным исполнительным листам допустимо совершение действий по ограничению распоряжением имуществом должника (обеспечительные меры), но в Обзоре №2 Верховный Суд поясняет, что получение взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк невозможно.

    То есть обеспечительные меры ввести можем, взыскать — не можем.

    Автор статьи
    Кузьмин Владимир Тимофеевич
    Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
    Следующая
    БанкиКакие изменения произошли в упрощенном производстве? Часть 1. Арбитражный процесс

    Добавить комментарий